Начало

Проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов является важным элементом системы противодействия проявлениям коррупции, в связи с чем

Прокурорам необходимо учитывать, что антикоррупционная экспертиза в соответствии с установленной компетенцией проводится органами прокуратуры в отношении нормативных правовых актов

- Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
Прокурор разъясняет →. Результаты надзорной деятельности.  Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов. Федеральным законом № 172-ФЗ от 17.07.2009г.

изложенными в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов».

Президент России В. Путин: «Мы и дальше будем самым серьезным образом, вне зависимости от должности и партийной принадлежности, с корнем вырывать эту заразу».
Премьер-министр России Д. Медведев: «Коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ»
Проблема коррупции очень остро стоит в нашей стране, и решить ее можно только с помощью комплекса мероприятий, проводимых последовательно в каждой области ее возможного проявления, в том числе направленных не только на ее искоренение, но и на недопущение появления способствующих коррупции факторов. Так, первым звеном, которое может содействовать проявлению коррупции, являются нормативные правовые акты — основа правовой системы РФ. Рассмотрим, какие меры принимаются, чтобы предотвратить использование нормативных правовых актов в коррупционных целях.
Общие принципы проведения антикоррупционной экспертизы
В последние годы разработке российского антикоррупционного законодательства уделяли повышенное внимание. В результате был принят Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон № 273-ФЗ). Он установил основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Также Закон №273-ФЗ закрепляет основные меры по профилактике коррупции, одной из которых является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Для реализации положений Закона № 273-ФЗ в части проведения антикоррупционной экспертизы был принят Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее — Закон № 172-ФЗ). Он устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов для выявления в них коррупциогенных факторов (Сноска) Коррупциогенные факторы – положения нормативных правовых актов или их проектов, которые устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования, тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Основные принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов закреплены Законом № 172-ФЗ:
обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых  Наибольшее количество нормативных актов выявлено прокурорами в Аларском (43), Тайшетском (37), Качугском (40)

оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов;
сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных госорганов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Кто вправе проводить антикоррупционную экспертизу
Проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов Законом № 172-ФЗ обязаны прокуратура РФ, Минюст России, а также органы (федеральной исполнительной власти, субъектов РФ, местного самоуправления, а также иные госорганы), организации, их должностные лица. Они должны руководствоваться методикой, которая определена Правительством РФ.
Прокуроры проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по следующим вопросам:
права, свободы и обязанности человека и гражданина;
государственная и муниципальная собственность, государственная и муниципальная служба, бюджетное, налоговое, таможенное, лесное, водное, земельное, градостроительное, природоохранное законодательство, законодательство о лицензировании, а также законодательство, регулирующее деятельность госкорпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Россией на основании федерального закона;
социальные гарантии лицам, которые замещают (замещали) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
Минюст России проводит антикоррупционную экспертизу в следующих направлениях:
проекты федеральных законов, указов президента РФ и постановлений правительства РФ, которые разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями – при проведении их правовой экспертизы;
· проекты поправок правительства РФ к проектам федеральных законов, которые подготовлены федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями - при проведении их правовой экспертизы;
· нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций или имеют межведомственный характер, а также уставы муниципальных образований и муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований – при их государственной регистрации;

независимой антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов Генеральной прокуратуры  Федерации, содержащих нормы права, утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 03.04.2014 г. №175.

· нормативные правовые акты субъектов РФ – при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Если в нормативных актах (проектах) обнаружатся коррупциогенные факторы, но устранить их не в компетенции проверяющих, они информируют об этом органы прокуратуры.
Антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, которые были приняты реорганизованными или упраздненными органами и организациями, должны проводить органы и организации, которым переданы соответствующие полномочия, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. Если соответствующие полномочия никому не передавались, экспертизу проводит орган, к компетенции которого относятся функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. Если проверяющий орган или организация выявит там коррупциогенные факторы, то принимается решение о разработке проекта нормативного правового акта, который исключит эти факторы ( ст. 3 Закона № 172-ФЗ).
Методика проведения антикоррупционной экспертизы
Прокуратура, Минюст, органы, организации и их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика).
Так, в Методике выделено два вида коррупциогенных факторов:
правоприменитель получает необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованно применять исключения из общих правил;
содержит неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. К первому виду коррупциогенных факторов относятся:
широта дискреционных полномочий, то есть отсутствуют или не определены сроки, условия или основания принятия решения, есть дублирование полномочий органов государственной власти или местного самоуправления (их должностных лиц);
определение компетенции «вправе», то есть органы государственной власти или местного самоуправления (их должностные лица) получают возможность по собственному усмотрению совершать действий в отношении граждан и организаций;
выборочное изменение объема прав, когда органы государственной власти или местного самоуправления (их должностные лица) получают возможность по своему усмотрению необоснованно устанавливать исключения из общего порядка для граждан и организаций;
чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, то есть в нормативном акте присутствуют бланкетные и отсылочные нормы, которые приводят к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, когда нарушаются компетенции органов государственной власти или местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
заполнение законодательных пробелов подзаконными актами при отсутствии соответствующих полномочий, то есть попытка установить общеобязательные правила поведения в подзаконном акте при отсутствии самого закона;
отсутствие или неполнота административных процедур, то есть отсутствует порядок совершения органами государственной власти или местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
отказ от конкурсных (аукционных) процедур, когда предоставления права (блага) закрепляется в административном порядке.
Ко второму виду коррупциогенных факторов можно отнести:
завышенные требования к лицу, которые предъявляются для реализации принадлежащего ему права, то есть устанавливаются неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям;
злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или местного самоуправления (их должностными лицами), то есть отсутствует четкая регламентация прав граждан и организаций;
юридико-лингвистическая неопределенность, когда употребляются неустоявшиеся, двусмысленные термины и категории оценочного характера.
Если в нормативных правовых актах (проектах) выявили коррупциогенные факторы, последующие действия будут такими:
прокурор требует изменить нормативный правовой акт или обращается в суд в порядке, который предусмотрен процессуальным законодательством РФ;
заключение, которое со

Нормативно-правовые акты. Приказы Генерального прокурора РФ.  О результатах проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов за 2014 год.

172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и ст. 9.1.  По результатам рассмотрения протест прокурора удовлетворен. Прокурором Шатковского района установлено, что
За 9 месяцев 2015 года прокуратурой области, городскими и районными прокурорами проведена антикоррупционная экспертиза 11 378 нормативных правовых актов и 8 935 проектов нормативных правовых актов.

АПК РФ, Статья 9.1. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.  Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. (введена Федеральным законом от 17.07.2009  Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.
Правовые основы деятельности. Нормативные акты. Приказы, распоряжения, указания прокурора Новгородской области.  1.3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов) проводится согласно методике

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (их проектов). С.В. Филатов.  Круг вопросов, регулируемых нормативными правовыми актами, по которым прокурор вправе проводить антикоррупционную

О результатах работы прокуратуры района по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов в первом полугодии 2014 года.  Заместитель прокурора района.
Правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов  Аналогичные нарушения выявлены в 40 нормативных правовых актах, на которые прокурором Волосовского района принесен 41 протес.

Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, прокуратура РФ, правовое регулирования.  Отсутствие возможности реализации прокурором права на обращение в суд с целью исключения из нормативных правовых актов

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. органов местного самоуправления и их проектов.  В связи с этим межрайонным прокурором направлено в суд 7 заявлений в отношении администраций села Краснокумского, пос
Органами прокуратуры области на системной основе осуществляется проведение антикоррупционной экспертизы нормативных  В первом полугодии 2014 года территориальными прокурорами изучено 6550 нормативных правовых актов

нормативных правовых и правовых актов, а также их проектов для проведения антикоррупционной экспертизы.  3. Порядок рассмотрения поступившего требования прокурора об изменении нормативного правового акта.

об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов  Прокуроры обязаны осуществлять учет НПА, а также вести реестр изученных актов, внесенных требований, результатов
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, устанавливает направления, по которым прокуроры и  В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых

Прокуратура города подвела итоги работы по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов в первом  По факту выявленных нарушений прокурорами внесено 27 требований об изменении нормативного правового акта с

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.  факторов прокуроры направляют информацию в органы, принявшие такие акты, а в случае их несоответствия федеральному
Прокуроры проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов по вопросам, касающимся: 1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина

Под нормативными правовыми актами, подлежащими антикоррупционной экспертизе прокуроров, имеются в виду: • подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, т. е. федеральных министерств

Этим целям служит антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.  При осуществлении прокурорского надзора прокурорами в большинстве нормативных правовых актов выявляется коррупционный фактор
Прокуратуре РФ отводится особая роль в проведении антикоррупционной экспертизы, поскольку в силу возложенных на нее полномочий только прокуроры могут требовать от разработчиков нормативных правовых актов устранения

Навигация