Начало

Родовая община была уже подлинно общественным организмом, объединением, выступавшим как производственный хозяйственный коллектив. Общая собственность на землю

Общая собственность на продукты производства и социальное единство родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины.

Таким образом : 1. Родственные отношения в родовой общине: Члены общины – кровные родственники Родственные  Имущество тоже было общим. Орудия труда, большая хижина рода, вся земля, скот были общинной собственностью.
Земля была общей собственностью рода.  Рамки родовой общины были узки, в её состав входили потомки одной женщины. Это был материнский, или матриархальный, род (матриархат).

Родовое общество.  Википедия. община — I о/бщина = общи/на см. тж. общинный 1) В доклассовом (и пережиточно в классовом) обществе: форма объединения людей, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства

Первобытная община. a) Общественная власть и социальное регулирование в условиях первобытной общины.
Человечество прошло в своем развитии ряд этапов, каждый из которых отличался определенным уровнем и характером общественных отношений: культурных, экономических, религиозных. Самым крупным, наиболее длительным этапом в жизни человеческого общества было время, когда не существовало государства и права в современном смысле слова. Этот период охватывает первое тысячелетие от появления человека на земле, до возникновения классовых обществ и государств.
В науке за ним закреплено название первобытного общества или общинно-родового строя. Современная антропология доказала, что человек современного, кроманьонского типа существует около 40 тыс. лет. В этот период человеческий род совершал уже преимущественно не биологическую, а социальную эволюцию. Между тем первые государственные образования появились лишь около пяти тысяч лет тому назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди современного типа существовали не зная государства.
Первой клеточкой человеческой самоорганизации была община или ее еще называют первобытно-родовой общиной - род, племя, их объединения. У большинства народов мира родовой строй проходит два основных этапа - матриархат и патриархат. Матриархат, характерен для периода становления и первоначального развития родового строя. Женщина занимает в этот период главенствующее положение в родовой общине, так как она, во-первых, играет важную роль в добывании средств к жизни, а во-вторых родство определяется только по женской линии, и все члены рода считаются потомками одной женщины. Патриархат, становится основной формой общественной организации позднее.
Он возникает с появлением общественного производства - земледелия, скотоводства, плавки металлов. В этой ситуации мужской труд начинает преобладать над женским. Материнская община, род уступает место общине патриархальной, где родство ведется по отцовской линии.
Первобытная родовая община представлена собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты производства. Из этих условий проистекали равенство социального положения, единство интересов и сплоченность членов рода. В общей собственности, не имевшей никакой юридической формы, первобытной общины находились определенные территории, орудия труда, хозяйственная утварь, жилище. Производственные продукты, пища - распределялись поровну всеми членами рода, с учетом заслуг каждого. Рода могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась.

Распад родовой общины. Начиная с VII века племена стали расселяться, занимая при этом обширные территории.  - в родовой общине все было общим - добыча, урожай, орудия труда. Соседская община ввела понятие частной собственности наряду с

В известном объеме существовало личное владение собственность на оружие, украшения, и некоторые другие предметы. Производственные силы и орудия труда были крайне примитивны: охота, собирательство продуктов природы, рыбная ловля. Организация общественной власти и система управления делами рода соответствовали первобытно-коммунистическим отношениям.
Органами общественной власти при общественном строе являлись родовые собрания: старейшины, вожди, военачальники выполнявшие свою функцию во время войны. Власть носила сугубо общественный характер. Ее носителем являлась вся родовая община в целом, которая также непосредственно формировала органы самоуправления. Высшей властью было общее собрание /совет/ всех взрослых членов рода. Совет решал все важные вопросы жизни общины, касающиеся производственной деятельности. религиозных обрядов, разрешения споров между отдельными членами рода и т.д. Специального аппарата, который занимался бы только управлением, общими делами рода, не было. Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так и женщинами.
Власть старейшины, а также власть военачальника и жреца не являлась наследственной. Они осуществляли на них полномочия контролем собрания рода, и в любой момент они могли быть заменены другими членами рода. Старейшины и выбираемые на время военных действий военачальники - участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами.
Общественная власть при первобытном строе была эффективной и авторитетной. Она опиралась на сознательность всех членов рода и моральный авторитет старейшин. В связи с этим можно привести характеристику организации власти в первобытном строе обществе, которую указывал В.И. Ленин: “Мы видим господство обычаев, авторитет, уважение, власть, которой пользовались старейшины рода, видим, что эта власть признавалась иногда за женщинами но нигде не видим особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими в интересах, в целях управления постоянно видеть известным аппаратом принуждения”. Род являлся основной, самостоятельной общностью.
Отдельные рода объединялись в более широкие объединения - фратии. Фратия была расчленившимся на несколько дочерних родов и объединившим их первоначальным родом, указывающим на происхождение их всех от общего родоначальника.
Несколько родственных фратий составляли племя. Ф. Энгельс отмечал, что род, фратия и племя представляли собой три естественно связанные друг с другом степени кровного родства. Власть во фратии и племени основывалась на тех же принципах что и в родовой общине. Совет фратии представлял собой общее собрание всех ее членов и в ряде случаев формировался из старейшин родов, входивших в фратию. Во главе племени стоял совет, в которые входили представители фратий - старейшины, военачальники, жрецы.

Родовая община это общество людей родных по крови. В родовой общине все ресурсы добытые общиной, общие. То есть нет такого, что один может взять посуду, а другой нет.

В поэмах Гомера видно, что греческие племена в большинстве случаев уже объединены в небольшие народности, внутри которых роды, фратии и племена сохранили свою самостоятельность. Организация у этих племен и мелких народностей была следующей: 1. Постоянным органом власти был совет, сначала состоявший из старейшин родов, позднее - из избирательных старейшин. 2. Народное собрание. Оно созывалось для решения важных вопросов, каждый мужчина мог брать слово.
Решение здесь принималось поднятием руки или восхищением. Собранию принадлежала верховная власть в последней инстанции. 3. Военачальник. У греков при господстве отцовского права должность басилея переходила к сыну. Басилей, помимо военных исполнял еще жреческие, судейские полномочия. б) Общие закономерности происхождения государства и права. Формы. Важнейшей ступенью человеческого прогресса явилась неолитическая революция, имевшая место 10-15 тысяч лет тому назад.
В этот период появились весьма совершенные шлифованные каменные орудия, возникли скотоводство и земледелие, произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял, появился избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств, создания запасов. Человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту населения. Но вместе с тем возникла и возможность эксплуатации человека человеком, присвоения накапливаемых богатств.
С этого времени появляется объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующихся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает. Именно в этот период, в эпоху неолита, началось разложение первобытнообщинного строя и постепенный переход к государственно-организованному обществу. Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родо-племенная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.
В это время наряду с развитием экономики происходят и социальные изменения. Поскольку все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами, то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние.
Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность», суть которого в распоряжении общественной собственностью в силу нахождения в определенной должности (оставляя должность, человек теряет собственность). В связи со специализацией управления и повышением его роли постепенно увеличивается доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта. Управлять становится выгодным. А поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, то продолжающая существовать «выборность» этих лиц становиться все более формальной.
Это приводит все к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей. Постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его организации, которая получила название «протогосударство». Для этой формы характерны: общественная форма собственности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати на основе «власти-собственности», быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становящихся административными, религиозными и культурными центрами.
И хотя интересы верховного вождя и его окружения в основном совпадают с интересами всего общества, однако, постепенно появляется социальное неравенство, приводящее к все большему расхождению интересов управляющих и управляемых. Именно в этот период, который у разных народов по времени не совпадал, произошло «разделение» путей развития человечества на «восточный» и «западный». Причины такого разделения заключались в том, что на востоке в силу ряда обстоятельств сохранились общины и, соответственно, общественная собственность на землю.
На западе же таких работ не требовалось, общины распались, и земля оказалась в частной собственности. Восточный путь возникновения государства. Самые древние государства возникли около 5 тысяч лет назад в долинах крупных рек, например Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы, т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко повысить производительность труд

Появление частной собственности. Прежде родовые общины были едиными и сплоченными.  Имущество тоже было общим. Орудия труда, большая хижина рода, вся земля, скот были общинной собственностью.

Используемая для общих потребностей общинная собственность в качестве государственной собственности (Ager publicus)  Советское строительство здесь должно было начинаться от родовой общины как исходной общественной формы.
Тем самым родовые общины превращаются в сельские (соседские) общины, члены которых уже не связаны родственными узами и владеют в качестве  В общинной же собственности сохранились пахотная земля, леса, луга, пастбища, водоемы.

Общая собственность. Уравнительное рапределение. Каждый член общины имеет право на равную с другими долю продукта независимо от того  Парная семья – еще не ячейка общества, она еще не противостоит общинно-родовой организации.

Такую собственность К. Маркс называл общей земельной собственностью [4].  На первом этапе развития родового строя ведущее положение в жизни родовой общины занимала женщина, что было связано с особенностями материальной жизни людей в
В родовой общине, как вы знаете, все люди трудились сообща и имели общее имущество.  Так возникла частная собственность. Теперь уже равенство среди членов общины не могло сохраниться: отдельные семьи накапливали больше

Собственность в родовой общине может быть лишь общественной.  В первом случае собственность на ноутбук будет общественной (если второй владелец нашей общей вещи является моим родственником, значит, она еще и родовая), а во втором

Прежде родовые общины были едиными и сплоченными. Все люди трудились сообща. Имущество тоже было общим. Орудия труда, большая хижина рода, вся земля, скот были общинной собственностью.
Прежде родовые общины были едиными и сплоченными. Все люди трудились сообща. Имущество тоже было общим. Орудия труда, большая хижина рода, вся земля, скот были общинной собственностью.

Все имущество родовой общины было общим (земля, орудия труда, лес, река, утварь, скот), частной собственности не существовало. Вместе производили, вместе пользовались и вместе потребляли.

Возникла родовая община — коллектив родственников, ведущих общее хозяйство (сначала — охота, собирательство, позже  В раннесредневековой германской общине (т. н. марке) хозяева обладали безусловной частной собственностью на свои наделы
Соседские общины — объединения нескольких родовых общин (групп), связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией.  В рамках позднеродо- вой общины сохранялась родовая собственность на землю.

Из кого состояла родовая община, а из кого соседская? что было в общей собственности у родовой ощины и соседской? что было в личной собственности у родовой и соседской общины? было ли равенство у родовой и соседской общины?

Так возникли первые древнейшие формы родового общества, материнской родовой общины, при которой все ее члены были  Более близкие члены семьи главе общины (сыновья и дочери) становятся наследниками всего или части общей собственности.
Место родовой общины стала занимать сельская община.  Общий труд уступил место индивидуальному труду, общественная собственность — частной собственности, родовой строй — классовому обществу.

избыточного продукта привели к делению собственности на частную (созданную личным трудом) и общую (полученную от предков, землю).  Кроме родовой общины первобытное общество знало и некоторые другие более крупные формы организации.

людей, созданным непосредственно на основе коллективного труда, кровного родства, а также общей собственности на  То есть старейшины, военачальники и вожди. Все признаки родовой общины носили общественный характер.
Люди работали на общее благо, коллективным было и имущество.  Это привело к появлению частной собственности, что ускорило разложение родовой и складывание соседской общины, в которой родственные связи перестали быть главными.

В основе такой формы бытия лежали коллективный труд, совместная собственность, общее потребление материальных благ.  Воспитание детей и привлечение их труду также входило в обязанности женщин родовой общины.

Кроме родовой общины первобытное общество знало и некоторые другие более крупные формы организации.  Более близкие члены семьи главе общины (сыновья и дочери) становятся наследниками всего или части общей собственности.
родственников, которые имеют общую. нераздельную собственность, ведут хозяйство и проживают совместно.  Причины перехода от родовой общины к соседской. Овладение технологией обработки железа.

В науке за ним закреплено название первобытного общества или общинно-родового строя.  В общей собственности, не имевшей ни какой юридической формы, первобытной общины находились определенный территории, орудия труда

При совместном труде и общей собственности излишками продуктов обменивались коллективы при посредстве родовых  Члены домашней общины жили в общем жилище, питались из одного котла, совместно трудились и владели имуществом.
Общи́на — традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская)

Общественная собственность распространялась лишь на небольшие общины, существовавшие  Общий труд уступил место индивидуальному труду, общественная собственность – частной собственности, родовой строй – классовому обществу.

Ведь общинно-родовые нормы требовали совместного пользования родовой собственностью, безусловной взаимопомощи, а в экстремальных  Первобытная соседская община была формой превращения родовой общины в соседскую.
2. Общественная власть и социальные нормы при родовом строе Общая собственность на продукты производства и социальное единство внутри родовой общины

Навигация