Начало

Исторические предпосылки, предшествующие формированию философии права как особой области знаний, свидетельствуют: философское осмысление правовой реальности началось с разграничения права на естественное и позитивное

Исторические предпосылки, предшествующие формированию философии права как самостоятельной науки, свидетельствуют: философское осмысление правовой реальности началось с разграничения права на естественное и позитивное

Глава 2 Естественное и позитивное право 8.  Философское осмысление правовой реальности началось с разделения права на естественное (jus naturale) и позитивное (jus civil).
47 Штраус Л. Естественное право и история. С. 84. и не по договору людей, а на основании свободы.  С. 153. этике. В «Диалоге» есть параграф «О естественном и позитивном праве», где даны определения того и другого.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННОГО И ПОЗИТИВНОГО ПРАВА Позитивное право как документальная реальность появляется с возникновением государства  Сторонники естественно-правового подхода разграничивают естественное и позитивное право.

«человеческой сути их бытия». При такой оценке естественного права нужно учитывать, что эта категория в тех чертах и характеристиках, в которых она, начиная с античности, обрисована в науке, — явление многоплановое и к тому же получающее различную научную интерпретацию 1.
В классической античности источником действительного права считалась природа вообще, в христианском Средневековье — божественная мудрость Творца, в период Нового времени — совершенство человеческого разума как самого значительного из созданий природы. Анализ истории философско-правовоймысли позволяет различать два основных подхода к пониманию естественного права и его соотношения с позитивным.
С точки зрения первого подхода естественное право понималось как совокупность априорных нравственных требований, предъявляемых к положительному праву, как критическая инстанция, дающая нравственную оценку позитивного права с точки зрения его справедливости или несправедливости (Платон, Кант).
С позиции же второго подхода естественное право понимается как необходимая и неизменная основа действующего законодательства, не существующая вне его, то есть естественные принципы искались внутри действующего права, которое мыслилось как реализующаяся в истории надприродная идея права (Аристотель, Гегель).
Такая же двойственность подхода к пониманию естественного права наблюдалась в конце XIX — начале XX века в России в ситуации возрождения естественного права. Здесь различались этико-нормативныеконцепции (П. Новгородцев, С. Булгаков)
и эйдологические концепции (М. Михайловский, В. Гессен,
Н. Алексеев и др.). Хотя первые концепции, как правило, были связаны с либеральными реформистскими идеями, а вторые в большей мере касались защиты существующего правопорядка, все они были направлены на критику позитивистской методологии, отождествляющей право с силой государственного принуждения. И здесь, при всем многообразии взглядов по рассматриваемому вопросу, можно с достаточной четкостью различить естественное право как категорию методологического порядка
1 См.: Четверти В.А. Современные концепции естественного права. —
и естественное право как реальный факт социальной действительности.
Указанное разграничение носит в какой-тостепени условный характер, так как методологическое значение естественного права основано на его действительной роли как реального феномена в жизни общества.
Рассмотрение естественного права как методологической категории позволяет определить, прежде всего, общий подход к явлениям правовой действительности. Философское видение правовых явлений — это и есть их рассмотрение под углом зрения естественного права.

1.2. Правовой позитивизм как редукция к юридической реальности . . . . 49. 1.3. Правовой объективизм (социоцентристский подход к праву). . . . .  221. 3.2. Статический аспект структуры правовой реальности: естественное и позитивное

Что же дает естественно-правовойподход к явлениям правовой действительности? Основная ценность данного подхода с позиций естественного права заключается в том, что он позволяет выявить базисные основы права. Суть идеи естественного права заключается в том, что наряду с правом, созданным людьми и выраженным в законах (позитивным правом), существует естественное право — сумма требований, в своей исходной основе рожденных непосредственно, без какого-либочеловеческого участия самой жизнью общества, объективными условиями жизнедеятельности человека, то есть естественным ходом вещей. Нормы естественного права призваны защищать права человека, которые обусловлены особенностями его природы. Это — право на жизнь, продолжение рода, общение, самоутверждение, собственность, личное достоинство, свободное волеизъявление, свободу совести, мысли, слова и др. Естественно-правовыедоктрины предполагают, что все эти права являются безусловным достоянием человека и даны ему уже самим фактом его рождения и существования в качестве человека.
Естественно-правовойподход при рассмотрении вопросов права имеет существенное значение еще и потому, что требования естественного права обладают безусловной непреложностью, категоричностью, неподвластностью конкретным ситуациям (в том числе произволу отдельных лиц), неотвратимостью спонтанного наступления отрицательных последствий при игнорировании естественно-правовыхтребований.
Таким образом, учитывая исторический генезис естественного права, а также современный уровень научных разработок в этом направлении, под естественным правом можно понимать совокупность объективных социальных ценностей и потребностей чело-
веческого бытия (свободу, равенство, справедливость и т. д.), а также универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой цивилизации.
В то же время, для того чтобы стать регулирующим фактором, нормы и принципы естественного права должны получить воплощение в нормах позитивного нрава.
Позитивное право выступает как другой, необходимый и существенный элемент правовой реальности. Оно представляет собой, по мнению В. Бачинина, правовые нормы, которые «оформлены как система законодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период» 1.
Более общую характеристику позитивного права дает С. Алексеев: «Позитивное право — это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому «позитивный») нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение и выносятся судами, другими государственными учреждениями юридически обязательные императивно-властныерешения» 2. В обоих случаях позитивное право рассматривается как искусственное создание цивилизации, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, государства.

1.2 Западноевропейская правовая мысль о соотношении естественного и позитивного права.  115. Сапронов П.А. Власть как метафизическая и историческая реальность. С.-Пб., 2000.

Позитивное право представляет собой институциональное образование: оно существует в виде внешних объективированных институтов, формализованных юридических норм, выраженных в законах, иных общеобязательных, нормативных юридических
документах.
Подобно всем феноменам цивилизации, оно, с одной стороны, несет с собой груз отрицательных потенций (возможность подчинения права произволу государственной воли, узкоклассовым, групповым, этническим интересам), а с другой — характеризуется определенными достоинствами.
Главное достоинство позитивного права состоит в том, что оно, как важный элемент общества в условиях цивилизации, представляет собой нормативно-ценностныйрегулятор. Право в таком наиболее общем виде призвано регулировать поведение людей, складывающиеся в обществе отношения. Причем этот ре-
1 Бачинин В.А. Философия права и преступления. — Харьков: Фолио,
1999. - С. 122.
2 Алексеев С.С. Философия права. — М.: Норма, 1997. — С. 18.
гулятор, с одной стороны, имеет нормативный характер, выражающийся в том, что право, состоящее из нормативных средств
и механизмов регулирования общественных отношений, предназначено для того, чтобы ввести в жизнь людей начала единой упорядоченности, общепризнанности, а с другой стороны — ценностный характер, ибо право, вводя в жизнь нормативные начала, тем самым дает оценку жизненным явлениям и процессам и потому является основой для того, чтобы действовать «по праву»
и признавать те или иные поступки людей в качестве таких, которые совершены «не по праву».
Первостепенное значение принадлежит и такому свойству позитивного права, как государственная обеспеченность, то есть высокая гарантированность действий права, возможность сделать реальным (главным образом при помощи государственной власти, его принудительной силы) вводимый порядок прав и обязанностей.
Указанные свойства позитивного права дают возможность в той или иной степени исключить из общественной жизни произвол и своеволие, в какой-томере гарантировать стабильность, социальный мир, исключить хаос в поведении людей, произвол в отношении личности.
При всей условности разделения права на естественное и позитивное следует признать, что суть стоящих за этим разграничением проблем серьезна и глубока. Обозначим основные различия между ними, как их представляет В. Бачинин:
1. Естественное право считается производным от естественного порядка вещей, то есть от строя мироздания и природы человека, являющегося неотъемлемой частью миропорядка. Позитивное же право — искусственное создание, сотворенное людьми, преданными интересам такого искусственного формообразования, как государство. Поэтому нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка, но и противоречить им.
2. С помощью естественного права, его норм и принципов индивидуальное правосознание связывает свое существование с универсальными, всеобщими первоначалами бытия. С помощью же позитивного права оно связывает свое бытие с конкретным государством и его институтами.
3. Естественное право возникает вместе с первыми ростками человеческой цивилизации и культуры. Позитивное же право
возникает значительно позже, одновременно с формированием государственности.
4. Естественно-правовыенормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписаных обычаев и традиций, присутствуют в содержании религиозных и этических требований. Позитивно-правовыеже нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера.
5. В соответствии с естественно-правовымидоктринами права человека на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство считаются принадлежащими ему изначально и безусловно. Уже самим фактом своего рождения в качестве человека каждый ими наделен, и никто не вправе посягать на них. Согласно же пози- тивно-правовойлогике, свободы и права человек получает из рук государства, которое отмеривает их в той степени, в какой считает нужным, и которое может не только дать права, но и отнять их, если сочтет это необходимым.
6. Естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно предполагает религиозно-метафизическиеи нравственно-этическиеоснования, которые чрезвычайно расширяют и углубляют его юридическое содержание, связывают его со многими ценностями мировой культуры. Позитивное право отождествляет себя с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, но не культуры.
7. Нормы и принципы естественного права имеют религиозные и этические обоснования. Позитивное же право демонстративно отказыва

2. Нормативно-правовые акты. 3. Алексеев С.С. Философия права.  Словари. 12. Пономаренко Е.В. Различия между естественным и позитивным правом  Заказать работу «Позитивное право – структурный основной элемент правовой реальности».

В правовом законе органически соединены естественное право и позитивное, т. е. содержание, исходящее из  22. Шафиров В.М. К вопросу о концепции довузовского правового образования (ДНО) II Юрист XXI века: реальность и перспективы
Философское осмысление правовой реальности началось с разделения права на естественное (jus naturale) и позитивное (jus civil). Именно их противоречивое единство и составляет структуру правовой реальности.

Глава II Позитивное право. § 1 Право и религия 21.  Философское же постижение правовой реальности началось с разграничения права на естественное и позитивное (положительное).

термином "право" (в особенности, что принципиально важно, естественное право, причем в его соотнесении с позитивным правом).  Поэтому правовой объективизм рассматривает право как часть иной, чем оно само, реальности.
Остин объявляет право как и явления природы, позитивным, реально существующим фактом; реальность праву придает приказ государства.  = Перейти к содержанию учебника =. 79. Естественное и позитивное право.

Название: .Естественное и позитивное право их единство и взаимодействие Общие определения: позитивное – право исходя.  Элементы структуры: 1) требование соот. права объективным реалиям; 2) правовые законы, нормы, акты реальность которых

Глава 5. Право — объективная реальность. властвующим силам, склонным манипулировать, впрочем, без особого успеха, правовой материей по своему вольному произволу).  К их числу принадлежит и позитивное право.
Философия права и преступления - В.А. Бачинин. Единство естественного и позитивного права.  Метафизический и социологический методы познания правовой реальности.

Естественно-правовая теория своими корнями уходит в Древнюю Грецию и Древний Рим.  Согласно теории юридического позитивизма, право – существующая реальность, позитивный факт.

Позитивное право выступает как другой, необходимый и существенный элемент правовой реальности.  5.6. Основные различия между естественным и позитивным правом.
§ 4. Правовая логика: естественное и позитивное право.  Философское же постижение правовой реальности началось с разграничения права на естественное и позитивное (положительное).

Тема: Естественное и позитивное право: сравнительный и исторический анализ.  Чтобы правовая свобода из возможности превратилась в реальность, необходим ее синтез с позитивным правом, т.е. системой норм права, текущим

2.Какими путями естественное право из теории перерастает в государственно- правовую реальность?  2.Почему в современном праве идёт процесс сближения позитивного и естественного права?
Разделение права на естественное и позитивное (положительное) составляет одну из базовых аксиом  Для нее правовая реальность — это мир не «человеческого, слишком человеческого», а «государственного, слишком государственного».

реальность позитивного права – позитивное право первично, естественное право – вторично, производно от.  С одной стороны, оценка позитивного права естественно-правовыми идеалами всегда субъективна, что дало основание О.Э

Естественно-правовая теория происхождения государства и права, или, как ее  реальность, как и положительное право - результат нормотворческой  Предписания естественного права по своему содержанию и отношению к позитивному праву
Лекция 6 Правовая реальность, ее сущностные характеристики. Вопросы: 1. Онтологическая природа права.  Противоречивое единство естественного и позитивного права предполагает основные различия между ними

Естественное и позитивное право. Система права.  Данная проблематика в нашей стране довольно долгий период не находила достаточного освещения в юридической литературе.

Естественное и позитивное право. Философия права и ее основные отрасли.  Философское же постижение правовой реальности началось с разграничения права на естественное и позитивное.
Единство естественного и позитивного права. Разрывы между позитивным и естественным правом способны  В своем прикладном значении оно не выходит за пределы социальной реальности. Если в естественно-правовых

6.Является ли естественное и позитивное право необходимыми элементами правовой реальности? Какими категориями возможно выразить их соотношение? 7.Каковы формы (уровни) бытия права?

Первоначально термин «философия права» появился в юридической науке.  Философское же постижение правовой реальности началось с разграничения права на естественное и позитивное (положительное).
Правовая реальность россии: константы и переменные.  Антагонизм позитивного и естественного права. Следует оговориться, что данный недостаток опять-таки присущ не естественному праву, а отдельным теоретическим воззрениям

В правовом законе органически соединены естественное право и позитивное, т. е. содержание  цивилизации государство своей силой гарантирует и защищает права и свободы, выступая важнейшим фактором реальности действия права.

На этом этапе естественное право приобретает уже государственно-правовую реальность.  Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права.
Ключевые слова: естественное право, позитивное право, диалектика, правовой прогресс, правосознание, правовая  воздействия на регулирование общественных отношений в российском социуме в силу своей оторванности от правовой реальности.

Позитивное право является конечной формой всякого права, представляющей собой данную в опыте объективную реальность7.  Характерной чертой современных естественно-правовых учений является то, что нормы естественного права

2. естественное право понимается как существующая независимо от государства, общества и сознания человека социальная реальность  Петражицкий выделял также интуитивное и позитивное право. Позитивные правовые эмоции осознаются
Естественное право. Под естественным правом подразумеваются идеальные первоосновы права.  Позитивное право выступает как необходимый и существенный элемент правовой реальности, как проявление властной воли конкретных

Навигация