Начало

Естественно-правовая теория происхождения государства и права, или, как ее нередко называют в научной литературе, теория естественного права, является одной из старейших и в то же время одной из наиболее распространенных правовых

Принцип обязательного соответствия позитивного права естественному  Упреки критиков теории естественного права в произвольности выбора норм, понимаемых как воплощение разума и справедливости, не лишены некоторых оснований.

Шафиров, Владимир Моисеевич Естественно-позитивное право : Проблемы теории и практики : диссертация  доктора юридических наук : 12.00.01 Красноярск, 2005.
Статья. Природа натуральных обязательств: критика естественно-правовой теории.  Позитивное законодательство должно меняться, стремясь к идеалу — естественному праву, а obligationes naturales, как имеющие силу по праву

Естественно-позитивная теория права. Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 357; Нарушение авторских прав.  1. естественное право или естественные и неотчуждаемые права человека.

Основной тезис теории естественного права (Гроций, Гоббс, Чокк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.
Возникновение естественно-правовой теории связано с развитием революционной буржуазной идеологии в XVII—XVIII вв.
Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует ценностный подход к пониманию такого явления, как право. Однако в период борьбы буржуазии за власть, становления развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.
Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.
В рамках теории возрожденного естественного права выделяются два основных направления — неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права.
Неотомизм — по существу, новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, то есть установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву.
"Светская" доктрина естественного права исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлении моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. Для этой теории характерным является признание в качестве основы "правильного", "законного" права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Естественно-позитивное право : Проблемы теории и практики Шафиров, Владимир Моисеевич.  Глава 3. Форма естественно-позитивного права 140. 1. Средства организации содержания права (к постановке вопроса) 140.

Позитивизм — направление юриспруденции, которое, фетишизируя словесно-символическую форму существования права, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности, отрывая тем самым нормативные установления от существующих правоотношений. Это учение основывается на анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, то есть с точки зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной характеристике права. Не случайно поэтому позитивизм нередко остается на уровне описательной социологии.
Юридико-позитивистские концепции, воспринимающие право через его текстуальную форму и, по сути дела, отождествляющие право с его текстуальной формой, рассматривают право либо в качестве фактических результатов правоприменительной деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов.
Действительно, текстуальная форма права — необходимый его атрибут, однако полное отождествление права как сложнейшего социального феномена с текстуальностью как одним из признаков атрибутов права, думается, ошибочно.
При этом положительным моментом здесь является внимание к позитивному содержанию правовых текстов.
Право есть нормативно закрепленная справедливость. В свою очередь, закон, не соответствующий справедливости, не есть право, а справедливый закон — это правовой закон.
"Широкое" толкование права включает в его понятие не только нормы, но и правоотношения (нередко и правосознание, субъективные права граждан). Сторонники такого толкования исходят из различения права и закона. При этом подчеркивается, что норма права, взятая вне регулируемых общественных отношений, лишается своих регулятивных свойств, утрачивает свою сущность. Это не мешает, однако, рассматривать нормативность как важнейшее качество права. Речь идет не об отказе от понимания права как системы норм, а о поиске более емкого определения, которое должно охватить все богатство правовой материи. Нормы
— важнейший, но не единственный элемент права как сложного, единого, целостного явления. Нормы, если они действующие, не могут застыть в кодексах и предписаниях закона; они воплощаются в правоотношениях. Таким образом, право выражается двояко, в предписаниях закона и правоотношениях.
Приверженцы "широкой" концепции права понимают (и видят в этом его социальную ценность) право как систему норм свободы, которые объективно обусловлены, отражают идеалы равенства и справедливости и приобретают юридическую силу посредством их официального признания. Право формируется обществом, и законодатель формулирует лишь то, что уже сложилось (или складывается) в обществе. При этом важно, чтобы официальный закон был справедливым, то есть правовым. В правовом государстве должен господствовать правовой закон, отвечающий идеям демократии, свободы, справедливости и гуманности.

Шафиров В.М. Естественно-позитивное право: Введение в теорию. Файл формата pdf.  Сущность и содержание естественно-позитивного права Сущность права Содержание права.

Следует подчеркнуть, что сторонники и той, и другой позиции
— "широкого" и собственно нормативного понимания права — сходятся в том, что определение права в качестве основного, главного элемента включает систему норм, установленных либо санкционированных и охраняемых государством.
Позитивное право действительно вырастает из общественного правосознания, в том числе и из имеющихся в обществе правовых идей и представлений, тех или иных устоявшихся жизненных правил и обычаев, но это отнюдь не означает, что следует признавать действующим юридическим правом все, что имеет правовое значение. Такое широкое понимание права под предлогом несводимости права к закону вольно или невольно допускает отход от законности, ослабляет роль и авторитет закона в обществе.
Новые идеи различения права и закона, признания правовых или нравственных, но обязательных для самого государства и его политики постулатов, от которых не должны отступать ни законодатели, ни сами законы демократического и правового государства, сейчас только начинают складываться в российском праве и правоведении. В этих правовых конституционных идеях отражены общечеловеческие идеи о сущности права как средстве общественного согласия, учета интересов всех социальных групп общества, принятые демократическими государствами современного мирового сообщества.
> = Перейти к содержанию учебника =
50. Естественное и позитивное право.
Признаки позитивного права
а) создается людьми, общественными образованиями – законами, судами, самими субъектами права; б) существует в виде законов, иных источниках. Необходимо учитывать, что при разграничении естественных и позитивных прав юридические нормы могут быть одновременно воплощением естественного права, носителем естественно-правовых
ЕСТЕСТВЕННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ И ПОЗИТИВНАЯ МОРАЛЬ
ЕСТЕСТВЕННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ И ПОЗИТИВНАЯ
1. Огюст Конт
французский философ, один из родоначальников позитивизма и социологии. Основные работы: «Курс позитивной философии»; «Дух позитивной философии». По мнению Огюста Конта, метафизика (учение о сущности явлений) должна уступить место позитивной философии. Позитивной философией французский мыслитель называл совокупность общих научных положений всего обширного положительного естественно-научного и
Правовое государство и гражданское общество
В Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация - правовое государство (ч. 1 ст. 1). Согласно современному правосознанию, это такое государство, в котором основной ценностью является человек, его права и свободы. Государство существует для человека, а не наоборот. Необходимо отметить, что правовое государство неотделимо от • гражданского общества. Гражданское общество - это такое общество,
Понятие права
Традиционно понятие «право» рассматривается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле под правом понимается совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующих наиболее важные общественные отношения, исходящих от государства и обеспечиваемых принудительной силой государства. В субъективном смысле право - это мера дозволенного поведения. Кроме того право рассматривают
Позитивный тип делового партнера
Деловой человек позитивного типа воспринимает жизнь главным образом положительно. Проблемы он рассматривает как возможность совершенствовать свою личность, достигать зрелости. Его наполняет радостью то, что он успешно справляется с поставленными перед ним задачами. Он стремится быть симпатичным людям. Позитивные деловые партнеры любят окружающих их людей и радуются любой возможности пообщаться с
Творческие способности к преобразованию системы объектных отношений
— позитивные и негативные отношения к объектам пространств жизни, опираясь на которые человек может изменить возникшие в результате кризисной ситуации негативные отношения на
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЕСТЕСТВЕННЫМ И ПОЗИТИВНЫМ ПРАВОМ
Разделение права на естественное и позитивное (положительное) составляет одну из базовых аксиом классической правовой философии. При всей условности данных терминов следует признать, что суть стоящих за этим разграничением проблем серьезна и глубока. Под естественным правом обычно понимают совокупность универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой
Вопрос № 1. Источник (форма) права: понятие, функции, виды.
Естественно-правовая концепция права разграничивала «право» и «закон». Право - естественное, неотчуждаемое. Выражается в различных рациональных построениях, в нравственных началах. Та часть права, которая идет от государства, путем установления или

"Любая теория, которая бьется над вопросом об изложении основ позитивного права, — утверждает он, — есть естественно-правовая теория"1.  5 Отсюда и критика позиции Марчича представителями других концепций естественного права (Ф.М

Критика Б.Н. Чичериным юридического позитивизма. Философские основания правовой теории Б.Н. Чичерина  •Начала правды и равенства и их проявление в правовой сфере; естественное и позитивное право…………11.
"Любая теория, которая бьется над вопросом об изложении основ позитивного права, — утверждает он, — есть естественно-правовая теория"1.  5 Отсюда и критика позиции Марчичапредставителями других концепций естественного права (Ф.М

3. Критика теории естественного права. Литература.  Он, безусловно, ставит естественное право выше позитивного. В этом смысле он отходит от Аристотеля.

Естественно-позитивное право (проблемы теории и практики). Специальность: 12.00.01 - теория и история права и государства, история учений о праве и государстве.
Теория государства и права. Лекции по общей теории права. Н.М. Коркунова.  Но естественное право не есть предмет только научных гипотез. Это не книжная теория, чуждая действительной, практической жизни.

11. историко-философский анализ генезиса теории естественного права.  правовых систем, в связи, с чем подверглась критике идея естественного права.  (18) Позитивной стороной естественного права является то, ҹто оно выполняет

Он, безусловно, ставит естественное право выше позитивного. В этом смысле он отходит от Аристотеля.  Но именно в этом и состоит задача философии права". Упреки критиков теории естественного права в произвольности выбора норм
Естeственно правовая теория окончательно нашла собственную научную основу в  Соотношение интуитивного и позитивного права, по теории Петражицкого, в  Очень бурно развивалась критика теории Л.И. Петражицкого на том основании, что он

Понятие и признаки позитивного права. Все предметы → Теория государства и права.  Нормы права – это правила общего характера: складывается из нескольких признаков

Правовая теория Цицерона. Различая естественное и позитивное право  Лев Иосифович Петражицкий. Новая концепция политики права. Б. Н. Чичерин высоко ценил Петражицкого как критика юридического позитивизма
Критика феодального строя, обоснование новых концепций о правах и свободах  (3) Крупнейшим теоретиком теории естественного права также был английский  (18) Позитивной стороной естественного права является то, что оно выполняет

Главные идеи теории естественного права: Разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения.

Анализ.  К числу современных актуальных проблем науки теории государства и права ᴏᴛʜᴏϲᴙтся вопросы развития естественного и позитивного права в их взаимодействии.
Естественно-правовая теория. Концепция естественного права (сущность, истоки).  2. Естественное право является критерием позитивного права, так как не каждый закон содержит в себе право.

Проблема соотношения естественного и позитивного права. Специальность 12.00.01 -теория и история права и государства; история учений о праве и государстве.

Естественно-позитивное право :Проблемы теории и практики : Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 12.00.01 - Теория и история права и государства
Возникновение естественно-правовой теории связано с развитием революционной буржуазной идеологии в XVII—XVIII вв.  деонтология (к ее ведению относятся вопросы критики позитивных законов с точки зрения божественного права), наука морали и

Навигация