Начало

Нормати́вно-правово́й акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур

Понятие, классификация нормативно-правовых актов по юридической силе и субъектам государственного творчества. При рассмотрении источников права было установлено, что существуют следующие источники

Постановление, указ = нормативно-правовой акт ) ) Ненормативные правовые акты существуют, об этом нам ГПК и АПК дружно  В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы: 1. Законы.
По юридической силе нормативные правовые акты делятся на: 1) законы; 2) подзаконные акты.

По юридической силе НПА делятся на законы и подзаконные нормативные акты.  — Какие акты обладают наибольшей юридической силой, а какие наименьшей? какова юридическая сила актов министра? далее 1 ответ.

3. Классификация нормативно- правовых актов
Источники права социального обеспечения, как и других отраслей права, можно классифицировать по следующим признакам: по юридической силе; по сфере их действия; по форме акта; по правовым институтам.
В основе самой распространенной классификации нормативно-правовых актов лежит их юридическая сила, которая определяется компетенцией и положением органа, его издавшего, в системе правотворческих органов. По данному признаку все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
Закон – это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом государства с соблюдением особой процедуры. Законы являются основным источником права социального обеспечения.
Среди законов особое место принадлежит Конституции РФ, которая РФ является юридической базой для всего законодательства страны, в том числе и в области социального обеспечения. Первостепенное значение имеет ст.7, характеризующая основы конституционного строя РФ по целевой направленности социальной политики. Права человека в сфере социального обеспечения изложены в ряде статей Конституции РФ (ст.ст.37-41).
Осуществление названных прав производится путем перевода конституционных предписаний в плоскость отраслевого законодательства о социальном обеспечении, разработки процедурных форм их реализации и способов защиты. Запрещено издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека. Последние могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 Конституции РФ).
Важнейшей юридической гарантией права человека на социальное обеспечение является право обжаловать действия государственных органов и учреждений, предоставляющих социальное обеспечение, в суд. Это право получило воплощение в отраслевых законах под влиянием ст.46 Конституции РФ. Следует напомнить, что в советский период споры по вопросам социального обеспечения рассматривались только вышестоящими органами в порядке подчиненности.
С точки зрения организации содержания законы принято делить на кодифицированные и обыкновенные (или текущие).
Единого кодифицированного закона (типа кодекса или Основ), охватывающего всю совокупность отношений, в сфере социального обеспечения до сих пор не принято, хотя эта проблема остается чрезвычайно актуальной. Разработка Основ законодательства о социальном обеспечении или Кодекса социального обеспечения (КСО РФ) позволила бы не только упорядочить правовое регулирование и устранить противоречия, порождаемые отсутствием системного подхода, но и поднять на более высокий качественный уровень содержание нормативного материала.

По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные  Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией.

Кодекс социального обеспечения нельзя заменить отдельными кодифицированными законами, т.к. это не решает проблемы в целом и касаются лишь определенных групп отношений. Такими законами являются: ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ФЗ от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». Более точно было бы характеризовать их как рамочные законы, поскольку они закрепляют лишь основы правового регулирования, тогда как кодифицированный акт предполагает всестороннее и полное регулирование (Филлипова М.В. (ред.). Право социального обеспечения. Учебник. М: «Юристъ», 2006. С.122.).
Среди источников права социального обеспечения необходимо назвать и рамочные законы смешанного типа, регулирующие общественные отношения, входящие в предметы различных отраслей. В частности, нормы социального обеспечения содержатся в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г., Законе РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» и др.
Не отрицая актуальности кодификации законодательства о социальном обеспечении, ученые занимают различные позиции по поводу его формы – Основы или кодекс (Миронова Т.К. Право и социальная защита. М: Издательство «Права человека», 2006. С.206-207.). Очевидно, что разработка такого акта пока остается лишь перспективной задачей. Для перевода ее в практическую плоскость необходимо: разработать единую концепцию регулирования социально-обеспечительных отношений; завершить реформирование основных сфер социального обеспечения; устранить внутренние противоречия действующего законодательства (Филлипова М.В. Там же. С.121.).
Текущие законы касаются отдельных видов социального обеспечения (например, трудовых пенсий, пенсий за выслугу лет и пр.)
Сфера действия законов обусловливается федеративным устройством государства. В соответствии со ст.72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что нормативно-правовые акты по вопросам социального обеспечения могут приниматься на федеральной и региональном уровне. К исключительной компетенции федерации относится определение основ федеральной политики и принятие федеральных программ в области социального развития, утверждение федерального бюджета, введение федеральных налогов и сборов, служащих источником финансирования государственных пенсий, пособий, субсидий, льгот и оплаты медицинских и социальных услуг.

По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.  По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Определенной компетенцией в области социального обеспечения обладают и органы местного самоуправления. Федеральным законом от 06.10.2003 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены организация оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи беременным женщинам и матерям, предоставление жилых помещений малоимущим лицам, организация ритуальных услуг и др.
Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ меры социальной защиты населения финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Поэтому правотворческая активность законодательных органов всех уровней в данной сфере отношений ограничивается бюджетными возможностями.
В случае расхождения федеральных законов с законами субъектов РФ действуют федеральные законы. Согласно ст.76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения РФ или же предметам совместного ведения РФ и субъектов федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Это же правило применяется и в отношении актов органов местного самоуправления.
Региональное законотворчество в сфере социального обеспечения динамично развивается. Законами субъектов РФ регулируются условия предоставления адресной социальной помощи; утверждается состав потребительской корзины и величина прожиточного минимума; закрепляются стандарты максимально допустимой доли расходов на оплату жилищных и коммунальных услуги в совокупном доходе семьи; вводятся дополнительные пенсии для престарелых граждан и пособия в связи с рождением детей; определяется порядок исчисления выслуги лет государственных служащих в органах власти субъектов РФ и решаются другие вопросы.
Разновидностью классификации по сфере действия является объединение источников по кругу лиц.
Речь идет о дифференциации социального обеспечения с учетом субъектов, нуждающихся в особой социальной защите (женщины, дети, инвалиды, престарелые) и их материального положения. Дифференциация осуществляется с помощью специальных законов и норм, которыми устанавливаются различные льготы.
Иные нормативные правовые акты по социальному обеспечению имеют форму: указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, правил, инструкций, приказов и других нормативных актов министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, устраняют противоречия и восполняют пробелы федерального законодательства, вводят дополнительные виды обеспечения.
Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» государственная система пенсионного обеспечения была кардинальным образом реорганизована. Полномочия по выплате трудовых пенсий были закреплены за Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР) и его территориальными органами, которые не входят в систему органов исполнительной власти.
Указы Президент РФ касаются широкого круга вопросов социального обеспечения. В частности, Указом Президента РФ от 17.12.2002 г. утвержден перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих; Указом Президента РФ от 26.06.2001 г. повышен размер компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными; Указом Президента РФ от 25.09.1999 г. утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» и т.п.
Постановления Правительства РФ не только координируют деятельность органов государственной власти по реализации принятых федеральных законов и Указов Президента РФ, но и определяют стратегию социальной защиты отдельных категорий граждан.
Правительством РФ установлены многочисленные списки, перечни видов работ, профессий и должностей, с учетом которых назначаются досрочные трудовые пенсии.
Ежеквартально Правительство РФ утверждает величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и для основных социально-демографических групп, с учетом которой предоставляется государственная социальная помощь.
Довольно активное участие в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции принимают министерства и ведомства. Министер

Ключевые слова: классификация, виды, нормативно-правовых, актов. Нормативный правовой акт - это правовой акт  По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

По юридической силе все нормативно - правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.  Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на две
Во-первых, нормативные правовые акты можно группировать по их юридической силе.  В-четвертых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, делятся по форме акта на законы, указы, постановления, правила

Виды нормативно-правовых актов и их общая характеристика. Понравилась страница?  Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и  По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы
По юридической силе НПА делятся на законы и подзаконные нормативные акты.  Подзаконные нормативные акты Указы президента Постановления правительства России Акты федеральных органов Локальные нормативно-правовые акты.

Виды нормативно-правовых актов: По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.  соц.структур) - нормативные акты принятые на референдуме В зависимости от сферы действия делятся на

8.Понятие и виды нормативно-правовых актов. Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным  Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.
Нормативные правовые акты по юридической силе делятся на  В классическом понимании закон — это нормативный правовой акт, содержащий первичные юридические нормы, которых раньше в правовой системе не было, либо

Нормативно-правовые акты Российского права. Систематизация нормативно-правовых актов.  По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Виды нормативно-правовых актов. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.  Они обладают высшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов государства.
Нормативный правовой акт - это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего  По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Необходимо отличать нормативно-правовые акты от актов морально-политического значения – это различного рода обращения, призывы.  Именно по юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Виды законов: 1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт
Понятие и виды нормативно-правовых актов. Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным  Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Издание нормативно правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм.  Нормативно правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм.  Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: 1. по юридической силе.  в свою очередь делятся на конституции и собственно конституционные законы, которые по своей юридической силе стоят

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на чаконы и подзаконные акты.  Обыкновенные законы по своей внутренней структуре делятся на текущие и кодифицированные.

По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы  В зависимости от юридической силы нормативные правовые акты подразделяются в две группы: законы и подзаконные акты.
По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Признаки закона  По субъектам издания нормативно-правовые акты подразделяются на акты законодательной, исполнительной, судебной власти.

Нормативные правовые акты по юридической силе делятся на  Стоит сказать, для устранения путаницы в толковании система нормативных правовых актов обладает строгой иерархичностью.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.  В зависимости от основания возникновения страховых отношений делятся на добровольные и обязательные.
Нормативно-правовые акты делятся на две группы: 1) законы – нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и

Навигация