Начало

Классификация нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов по содержанию. Нормативные правовые акты субъектов РФ.

Правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренные нормативными правовыми актами принятие решений и  Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств.

004. Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов.  1. Акты общего характера: Конституция РФ, ФЗ «О безопасности», Международные акты и др. 2. Акты о судебной власти: ФКЗ «О
В структуре учебной дисциплины правоохранительные органы в РФ принято выделять 3 части  В число нормативно-правовых источников относятся так же и ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ

Виды правоохранительных органов: 1. Органы, относящиеся к судебной власти. а) Верховный суд РФ.  1. Конституция РФ - нормативный правовой акт высшей юридической силы.

Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует изучения значительного количества законодательных и иных нормативно-правовых актов. Объем этих актов весьма велик и точное их число назвать затруднительно. Такое обилие актов и содержащихся в них правовых предписаний в значительной мере объясняется тем, что учебная дисциплина
«Правоохранительные органы» касается широкого круга государственных органов и должностных лиц. Подробная правовая регламентация деятельности
правоохранительных органов необходима дабы свести к минимуму возможность во-первых, произвола, беззакония в их деятельности и, во-вторых, с тем, чтобы уменьшить возможность следственных и судебных ошибок.
Необходимо обратить внимание на то, что в данном параграфе речь пойдет именно об актах, имеющих нормативно-правовой характер, т.е. содержащих нормы права – формально определенные, общеобязательные (регулирующие
поведение индивидуально неопределенного круга субъектов общественных отношений) правила поведения, устанавливаемые государством и обеспечиваемые его принудительной силой (возможностью применения мер
государственно-правового принуждения), и действующие, как правило, заранее неопределенный срок, т.е. до момента их отмены. К нормативно-правовым актам относятся, прежде всего Конституция РФ, законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ), а также подзаконные акты -
нормативные Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств (федеральных органов исполнительной власти), издаваемые ими в пределах своей компетенции, и
нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ. Обобщенно всю совокупность нормативно-правовых актов часто именуют законодательством (в широком смысле этого слова). Акты же индивидуально-
распорядительного характера (приказы, распоряжения, указания и т.п.), хотя и издаются в том числе и органами государства, касаются лишь конкретных, персонально определенных лиц и действие их чаще всего прекращается с
момента их исполнения.
Для того, чтобы дать общую характеристику нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы организации и деятельности правоохранительных органов, вначале необходимо получить представление о том, каким образом
разграничиваются полномочия в области правового регулирования между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ (республик, областей, краев и др.
государственно-правовых образований в составе Федерации).

1. Правовой статус судов РФ, как правоохранительных органов с. 4. 2. Правовой статус прокуратуры Российской Федерации, как.  Список использованных нормативно – правовых актов и литературы с. 36.

В соответствии с п. «г» ст. 71 Конституции РФ к ведению федеральных органов государственной власти отнесены: регулирование и защита прав и
свобод человека и гражданина, установление системы федеральных органов
законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти (в том числе федеральных судов и других федеральных правоохранительных органов), кроме того, п. «о» этой же статьи определяет, что в исключительном ведении РФ находятся судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско- процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. Ст. 72 Конституции к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ относит конституционный контроль (п. «а»), защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка общественной безопасности, режима пограничных зон (п. «б»), кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуру и нотариат (п. «л»). Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам федерального ведения, перечисленным в ст. 71 Конституции, могут приниматься лишь федеральные и федеральные конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу на всей территории России. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. По предметам совместного ведения РФ и субъектов в ее составе издаются как федеральные законы, так и законы субъектов РФ, однако последние должны быть приняты в соответствие с федеральными законами, то есть не противоречить им. В случае такого противоречия применяется федеральный закон. Все, что не перечислено в ст. 71 и 72 Конституции РФ, то есть не относится ни к предметам ведения РФ, ни предметам совместного ведения РФ и субъектов в ее составе, является исключительной компетенцией субъектов РФ. Эта «остаточная» компетенция не должна нарушаться федеральным законодателем. При возникновении же противоречия между федеральным законом, принятым по вопросу, не входящему в перечень предметов ведения РФ или предметов совместного ведения, с законом или иным нормативно-правовым актом субъекта РФ, действует уже не ФЗ, а нормативно-правовой акт субъекта РФ.
Нормативные акты о правоохранительных органах носят весьма разнообразный характер – они обладают различной юридической силой, издаются не каким-либо одним государственным органом, а целым рядом органов законодательной и исполнительной власти различных уровней, издаются в различных формах – в форме законов, постановлений, указов и т.п. Более того, вопросы, связанные с деятельностью правоохранительных органов, регулируются не только внутренним российским правом, но и правом международным, нормы которого закреплены, прежде всего в международных договорах (конвенциях, пактах и т.п.), в актах, издаваемых международными организациями (декларациях, резолюциях и т.п.) и даже в международно-правовых обычаях и общепризнанных принципах, которые могут быть формально не закреплены в каком-то специальном международном договоре, но положения, в них содержащиеся, приобретают общеобязательный характер в силу признания их мировым сообществом.

^ тема 2. правовые акты, изучаемые в учебном курсе "Правоохранительные органы РФ". 1. Нормативные акты органов государственной власти, регулирующие организацию

Для того, чтобы изучить такой большой массив нормативно-правовых актов, необходимо делать это по определенной системе, то есть упорядочено. Для
этого необходимо всё множество нормативных актов о правоохранительных
21
органах разделить на группы по определенным критериям (основаниям), т.е. классифицировать. В учебной литературе нормативно-правовые акты о правоохранительных органах чаще всего классифицируются по двум критериям – по содержанию (предмету регулирования) и по юридической силе.
Юридическая сила нормативно-правового акта в данном смысле этого термина означает его положение относительно других актов в той иерархической
системе, которая установлена Конституцией России в статьях 4, 15, 76, 90 и 115.
Во главе этой иерархии находится сама Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории
России. Законы (т.е. федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ) и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.
Конституция РФ в ч. 4 ст. 15 устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Причем,
нормы международных договоров имеют приоритет в случае противоречия их с внутренним российским законодательством. Т.е., если международным договором установлены иные нормы, чем предусмотрены российским законом, то
применяются правила международного договора. Это правило называют еще принципом примата международного права. Однако здесь следует обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, такой приоритет перед российским
законодательством нормы международного права приобретают лишь в случае закрепления их в тексте международного договора независимо от их вида (межгосударственного, межправительственного, межведомственного) и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или
нотами и др.). Согласно пункту «а» ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ (Российская газета. – 1995. – 21 июля) под международным договором Российской Федерации
надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое
международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах. Обязательную юридическую силу международный договор приобретает только
после выражения согласия Российской Федерацией на это в одной из форм, предусмотренных ст. 6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» (подписание, ратификация, присоединение и др.) и его официального опубликования.
К иным нормам международного права относятся его общепризнанные принципы и нормы. В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 10 октября 2003 года №5 «О
применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» под общепризнанными принципами международного права следует понимать
основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и
признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.
Следующее место в иерархии нормативно-правовых актов занимают федеральные конституционные законы, которые издаются только по вопросам, указанным непосредственно в Конституции РФ. Особенность этих законов состоит в том, что для их принятие требуется квалифицированное большинство голосов членов законодательного органа России - федеральный конституционный закон считается п

Дисциплины "Правоохранительные органы". Нормативные акты о правоохранительных органах § 1  К нормативно-правовым актам относятся прежде всего Конституция РФ, законы (федеральные конституционные законы

Нормативные акты Правительства РФ.  § 2. Классификации нормативных правовых актов ■ 39. Вместе с тем все нормативные правовые акты о правоохранительных органах различаются по
^ Глава II. Законодательство и иные правовые Акты о правоохранительных органах.  РФ, положения международных соглашений с положениями ведомственных нормативных актов и т.д. У названных и других

1. Правоохранительные органы и учреждения в своей деятельности руководствуются (может быть  распоряжениями Генерального прокурора РФ; 17) обвинительными заключениями; 18) иными ведомственными нормативно-правовыми актами; 19)

3. Каково значение Конституции РФ для правоохранительных органов?  Виды нормативно-правовых актов По отрасли права: - гражданские нормативно-правовые акты; - конституционные нормативно-правовые акты
Общая характеристика нормативных правовых актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов.  Нормативным актом высшей юридической силы является Конституция РФ. Ст. 15 Конституции РФ гласит: «Конституция Российской

Краткая характеристика основных нормативно-правовых актов, регулирующих правоохранительную деятельность  4. Дмитриев Юрий Альбертович, Шапкин Михаил Андрианович. Правоохранительные органы РФ: Учебник для вузов.

экспертизы нормативных актов заключается в изучении проектов наиболее важных нормативных правовых актов, направляемых в органы  «Правоохранительные органы РФ» - Полиция. Роль в государстве. Структура судебной системы РФ.
§ 1. Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах.  РФ с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений с положениями ведомственных нормативных актов и т.д. У названных и

Акты органов государственной власти субъектов РФ и акты органов МСУ как источники земельного права (на примере нормативно-правовых актов Тверской  | Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию.

высшей юридической силой среди нормативных правовых актов, регулирующих организация правоохранительных органов.  Пункт 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: « Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
3. Классификация нормативно-правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию. 1 . Законодательство о правоохранительных органах - это законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ

Навигация