Начало

Функция контроля —регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования

Бюджетное право - подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность установленных государством общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих общественные отношения

Основные институты финансового права и их роль. Финансовое право – это отрасль российского права, нормы которой  г. № 146-ФЗ и часть вторая от 19 июля 2000 г. № 117-ФЗ (единый кодекс регламентирующий финансовые отношения отсутствует)
закрепляют правовой статус субъектов гражданского процесса, регламентируют ход судебного разбирательства и т. д. Стоит  Нормы финансового права содержатся в Конституции РФ, Бюджетном кодексе РФ(БК РФ), Налоговом кодексе РФ(НК РФ) и

СТРАХОВОЕ ПРАВО — совокуп-ность норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и использования специальных страховых фондов денежных средств.

Республика Казахстан находится на этапе продолжающихся экономических реформ. В связи со становлением рыночной экономики мы кардинально изменяем свой взгляд на финансовое право в целом, а также на институты финансового права в частности. Финансовое право во время плановой экономики, как наука и отрасль права, всегда находилось на «задворках». Так сложилось, что система финансового права состояла в большей степени из подзаконных нормативных правовых актов, т.е. нормы финансового права не имели серьезного законодательного оформления. Тем более не шла речь об их кодификации. Предмет финансового права как отражение реалий того времени не был так динамичен и разнообразен как сейчас. Сегодня финансовое право называют политически «напряженной», политически острой отраслью права. Изучение финансового права вызывает значительный интерес как у теоретиков, так и у практиков.
Правовая реформа Республики Казахстан коснулась в значительной степени и финансового права: появилось большое количество нормативных актов, регулирующих финансово-правовые отношения. Важность данных правовых актов, их значение как для государства и общества, так и для каждого индивида потребовали кодификации. Как следствие, страна получает сначала Налоговый Кодекс и, наконец, в 2004 г. — Бюджетный Кодекс.
Сейчас можно говорить об устоявшейся динамике развития финансового права. Н.И.Химичева называет уже некоторые тенденции динамики финансового права. К ним она относит: «…нацеленность финансового права на:
- обеспечение приоритетности публичных интересов в области финансовых отношений с учетом их влияния на частные интересы личности, гарантировать которые призвана социально-экономическая политика государства;- совершенствование рыночных отношений в экономике при их государственном регулировании посредством использования финансово-кредитного механизма;
- обеспечение самостоятельности и укрепление финансовой основы деятельности органов местного управления;
- укрепление законности, соблюдение требований финансовой дисциплины всеми участниками финансовых отношений, в том числе государственными органами, совершенствование в связи с этим ответственности за их нарушение»
1.
Для понимания современного финансового права необходимо определить, что же является предметом финансового права и какими методами он регулируется. Существует множество точек зрения относительно предмета финансового права. Одна группа авторов считает, что предметом финансового права являются отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Следовательно, финансовым правом признается совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период развития

Статья 75 Конституции РФ содержит правовые нормы, устанавливающие денежную систему РФ, регламентирующие денежную  Типичной формой нормативных актов Правительства РФ, являющихся источниками финансового права, являются правила.

2.
Вторая группа авторов склоняется к тому, что предметом финансового права являются те общественные отношения, которые направлены на формирование, распределение и использование централизованных денежных фондов. По их мнению, финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного управления, необходимых для реализации их задач.
В первом случае авторы исходят из определения финансов как экономической категории. То есть это экономические отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых для реализации функций и задач государства, а также для нужд расширенного воспроизводства. Таким образом, в финансовые правоотношения включаются отношения по формированию, распределению и использованию частных финансов, которые регулируются гражданско-правовым законодательством. Я думаю, что такое понимание предмета финансового права уходит корнями в советское финансовое право, когда все финансовые ресурсы принадлежали государству. Сейчас, когда Конституция Республики Казахстан провозглашает две формы собственности — государственную и частную, для определения предмета финансового права необходимо вычленить те отношения, которые преследуют публичные интересы. То есть это только те отношения, которые складываются в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов для реализации функций и задач государства. К такому же мнению склоняется и Н.А.Шевелева, которая считает, что «критерием отнесения тех или иных общественных отношений к финансовым может являться правомочие публичного субъекта на изъятие денежных средств у иных субъектов права, их организацию и использование изъятого в публичном интересе». Она же высказывает мнение, что «позицию о регулировании финансовым правом децентрализованных денежных фондов необходимо подвергнуть критическому анализу. Для этого необходимо вычленить публичный аспект существования таких денежных фондов, который может охватиться предметом финансового права, и отделить его от частноправовых проявлений децентрализованных финансов, какими бы крупными и значительными они не казались (финансы предприятий, банков, страховых организаций). Принципиальным моментом является также понимание того, что участие государства в гражданском обороте непосредственно или через специально созданные организации опирается, прежде всего, на нормы гражданского, а не финансового права. Но нельзя забывать о том, что государство жестко регламентирует организацию формирования, распределения и использования фондов банков и страховых организаций. Это происходит как через общее, так и через специальное законодательство Республики Казахстан, а также через систему подзаконных нормативных актов Национального Банка и Агентства по контролю за страховыми организациями.

Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права.  3. Система и источники финансового права. Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм.

Кроме того, основным инструментом деятельности банковских и страховых организаций является денежная система Республики Казахстан. Согласно ст. 29 Закона «О Национальном Банке Республики Казахстан» Национальный Банк является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан. Следовательно, от направления денежно-кредитной политики государства будет зависеть внутренняя политика каждого банка.
Предмет банковского права в зависимости от субъектного состава можно разделить на три группы отношений: отношения между государством и банками второго уровня, отношения между банками второго уровня, отношения между банками второго уровня и его клиентами. Последние две группы отношений несомненно являются гражданско-правовыми, так как эти отношения регулируются диспозитивным, договорным методами, тогда как отношения между государством и банками второго уровня, т.е. первая группа отношений, являются финансово-административными, так как они регулируются императивным (методом власти и подчинения) и финансовым методами. Как видим, банковское право нельзя полностью отнести ни к гражданскому, ни к финансовому или административному праву. Банковское право является комплексной отраслью права, состоящей из норм финансового, административного и гражданского права.
Что касается децентрализованных финансов, то, конечно, формирование, распределение и использование таких фондов зависит только от воли собственника, но, тем не менее, государство серьезно регулирует вопросы отчетности как в форме законов, так и в форме подзаконных актов. Так, в Республике Казахстан существуют Закон «О бухгалтерском учете», а также правила, установленные государственными органами о бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности и учете.
Таким образом, мы не согласны с мнением Н.А.Шевелевой, которая считает утверждение о том, что финансовое право регулирует отношения по страхованию, банковскому кредиту, денежному обращению, а также отношения, возникающие в сфере образования и использования финансовых средств предприятия, мифом современного финансового права.
Мы считаем, что предметом финансового права являются не только отношения, складывающиеся по поводу формирования, распределения и организации использования централизованных фондов денежных средств, необходимых для реализации функций и задач государства, но и отношения по поводу организации и контроля формирования, распределения и использования децентрализованных денежных средств.
Исходя из вышесказанного мы делаем следующий вывод: финансовое право — это система норм, регулирующих отношения по поводу формирования, распределения и организации использования централизованных фондов денежных средств, необходимых для осуществления функций и решения задач государства, а также отношения по поводу организации и контроля формирования, распределения и использования децентрализованных денежных средств, необходимых для нужд общественного расширенного воспроизводства.
Для четкого развития финансового права необходимо определить его принципы как векторы развития данной отрасли. Как считает Н.И.Химичева, «анализ принципов права, в том числе и отраслевых, не только не теряет своей актуальности, но и усиливает ее на современном этапе развития государства. Это обусловлено тем, что, помимо выражения сущности и целенаправленности правового регулирования, они определяют пути развития и совершенствования права
3. Сказанное в полной мере относится и к финансовому праву, особенно в связи с продолжением процесса его формирования.
Слабое развитие финансового права как науки сказалось и на недостаточной разработке принципов финансового права. Наиболее четкое определение принципов дал Е.А.Ровинский еще в конце 50-х годов. Конечно, эти принципы применимы к советскому периоду. Кардинально изменившаяся действительность изменяет сущность финансового права, направленность правового регулирования, а следовательно, и принципы финансового права, не исключая определенной преемственности.
Думаем, что основными отраслевыми принципами финансового права можно назвать следующие: приоритетность публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений с учетом частных интересов; социальную направленность финансово-правового регулирования

- Принципы финансового права регулируют публично-правовую сферу отношений, которые устанавливаются на  - нормы, содержащиеся в иных отраслях права, но регламентирующие финансовые правоотношения (в Законе об образовании и др.).

Отношения в области страхования, регулируемые нормами финансового права.  Развитие страхования в России. Законодательство о регулировании страховых отношений. Статьи.
Нормы финансового права содержатся в статьях раздела VII Конституции, в законах о республиканском бюджете, налогах и сборах, в  Его нормы регламентируют деятельность судов, всех других участников гражданского процесса, устанавливают

Система финансового права – нормы, закрепляющие финансовую деятельность, её задачи, методы, формы. Это группа норм, устанавливающих компетенцию финансовой деятельности: 1. Нормы финансового контроля.

Так, в административном и уголовном праве предписания правовых норм регламентируют, каким  уголовного, финансового права), к частному праву - нормы, обеспечивающие реализацию прав и законных интересов частных лиц
Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части.  Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по своему содержанию группу финансовых отношений, чем раздел

2.8. Финансово-правовые нормы. Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового, права.

Финансово-правовые нормы — это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права.  Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации подробно регламентируют вопросы
Финансово-правовые нормы — это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности

Финансово-правовая норма является тем «кирпичиком», из множества которых состоит само финансовое право.  многократное применение и распространяющееся на всех лиц, попавших в нормативно регламентированную ситуацию.

Понятие финансово-правовых норм, их виды. Нормы финансового права регулируют отношения, возникающие в  Так, законодатель определяет бюджетный процесс как регламентируемую законом деятельность законодательных и
Место финансового права в единой системе Российского права. Финансово-правовые нормы: содержание, виды, структура. Классификация финансовых правоотношений.

В этих условиях процесс постепенного сближения норм финансового права государств неизбежен.  К таким международным нормам-принципам относятся, прежде всего, принципы, регламентированные в документах

Но нельзя забывать о том, что государство жестко регламентирует организацию формирования, распределения и  Банковское право является комплексной отраслью права, состоящей из норм финансового, административного и гражданского права.
Нормы финансового права регулируют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.  Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм.

Для этого нормы финансового права такого вида устанав­ ливают и регламентируют меры защиты прав и интересов участ­ ников финансовых отношений.

Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права  Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов.
Регулируемые нормами финансового права общественные отношения традиционно относятся к сфере публичного права.  правовые акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов, в связи с упразднением этих органов

Нормы финансового права, устанавливающие права и обязанности участников финансовых, бюджетных, налоговых и иных отношений, относящихся к сфере этой отрасли права, должны четко указывать на объем таких прав и обязанностей.

Финансовое право регламентирует лишь такие отношения, которые особо значимы для финансовой деятельности государства.  Нормами финансового права, например, определяются взаимоотношения страховых фондов с другими частями
Особенности финансово-правовых норм. Начальными элементами финансового права как отрасли права являются финансово-правовые нормы. Как и любая другая норма права

Отношения в области страхования, регулируемые нормами финансового права и других отраслей права.  Нормы гражданского права регламентируют основания возникновения различных страховых правоотношений, права и обязанности их

Нормы права, которые регулируют финансовую деятельность, группируются в ряд правовых институтов, на которых, собственно, и основывается данная структура правовой системы.
К числу отношений, возникающих в бюджетных учреждениях и регулируемых нормами финансового права, относятся: 1) правоотношение на право получения бюджетных средств в порядке ассигнований

содержащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее  Поэтому нормами финансового права регулируется и институт налогов.

Материальные финансово-правовые нормы регламентируют виды и объем денежных обязательств юридических и  Процессуальные нормы финансового права устанавливают порядок применения и действия норм материального права.
Бюджетные процессуальные нормы регламентируют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения  Налоговое право представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих налоговые отношения.

Нормы финансового права регулируют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.  Так, законодатель определяет бюджетный процесс как регламентируемую законом деятельность законодательных и

Нормы финансового права являются публично-правовыми по своей направленности и регламентируют общественные отношения, имеющие общий (публичный) характер, т.е. отношения, тесно связанные с выполнением государством своих функций
1.Финансовое право – отрасль права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства.

I. Во-первых, нормами финансового права регулируются отношения по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств в системе обязательного социального страхования.

Предмет исследования составляют финансово-правовые нормы как первичные элементы финансового права.  Так, законодатель определяет бюджетный процесс как регламентируемую законом деятельность законодательных и исполнительных
Таким образом, объектом фондовых правоотношений, регулируемых нормами финансового права1, выступает ценная бумага как финансовый инструмент привлечения свободных денежных средств с целью их распределения на

Навигация