Начало

Основной целью данной дипломной работы является рассмотрение соответствия декларированных прав и свобод военнослужащих реальному положению дел.

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законодательством.

16 § 1. Понятие ограничений прав и свобод военнослужащего…… 16 § 2. Правоограничения в политической и экономической сферах 17 § 3. Правоограничения на свободу слова и печати… 20 Глава III.
("Военно-юридический журнал", 2010, N 8). Текст документа. Права и свободы военнослужащих.  Особенно тяжело такие ограничения прав ударяли по семьям военнослужащих в годы перестройки.

До этого ограничения прав и свобод обычно выражались понятием правовых ограничений.  Саратов, 1994. С.59. 10. Коровников А. Правовая защита военнослужащих: проблема ограничения прав / http

Автор:
В.В. Козлов, соискатель ученой степени кандидата юридических наук Военного университета, капитан юстиции
В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным Законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Указанным Федеральным законом предусмотрены ограничения прав военнослужащих, таких как: право на свободу передвижения и выбор места жительства (ст. 6); свободу слова и право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (ст. 7); свободу совести и вероисповедания (ст. 8); право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями (ст. 9); право на труд (ст. 10).
Правовые ограничения установлены для данной категории граждан в связи с тем, что на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Данные ограничения установлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации, согласно которой ограничения могут устанавливаться только федеральным законом, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, только в той мере, в какой это необходимо в указанных целях. Два последних названных условия носят дискуссионный характер, так как сформулированы в весьма общей форме, что порождает неопределенность в вопросе обеспечения соразмерности ограничения прав или свобод военнослужащих. Тем не менее, в настоящее время данные ограничения объективно существуют, а нарушение норм, устанавливающих данные ограничения, влечет привлечение к ответственности субъектов военно-служебных отношений в соответствии с действующим законодательством.
Рассмотрим некоторые правовые ограничения военнослужащих, выход за пределы которых влечет привлечение к различным видам ответственности.
Начнем с привлечения к ответственности, связанной с осуществлением свободы слова и права на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании.
Частями 1, 3, 4, 5 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова; никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом; гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Федеральный закон "О статусе военнослужащих". Глава II. Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.
Указанные ограничения обусловлены обязанностью военнослужащих строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров, хранить государственную и военную тайну (ст. 26 указанного Закона).
Нарушение обязанностей военнослужащим и выход за пределы установленных ограничений в вопросе государственной тайны влечет привлечение к уголовной ответственности.
В соответствии со ст. 283 УК РФ разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Что касается обязанности хранить военную тайну и ограничения по неразглашению данной информации, то данный вопрос, кроме как в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», нигде не регламентирован, также не регламентировано, какую информацию следует относить к военной тайне. В проекте федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» № 130883-3 военная тайна определена как сведения военного характера, не отнесенные к государственной тайне, но не подлежащие оглашению, лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе. Но в настоящее время данный вопрос не нашел своего отражения в действующем законодательстве. Таким образом, нарушение обязанности хранить военную тайну и ограничение по неразглашению данной информации не может служить основанием для привлечения военнослужащих к какому-либо виду ответственности.

4. Запреты и ограничения прав и свобод военнослужащих. Правовой основой для запретов и ограничений служат ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а также федеральные законы.

Как было указано выше, военнослужащие не вправе при реализации права на свободу слова обсуждать и критиковать приказы командира. В соответствии со ст. 39 УВС ВС РФ приказ — распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение. Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.
Таким образом, нарушение обязанности беспрекословно выполнять приказы командиров и выход военнослужащим за пределы ограничения, которое требует не обсуждать и не критиковать приказы командира, не влечет привлечения военнослужащего к уголовной ответственности. В данном случае военнослужащий должен привлекаться к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, т. е. за противоправное, виновное действие, выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности (п. 1 ст. 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Проступок в виде обсуждения и критики приказа командира не отнесен к грубым дисциплинарным проступкам, но, тем не менее, командиры (начальники) при назначении дисциплинарного взыскания, учитывая характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форму вины, личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность, имеют право привлечь военнослужащего к дисциплинарной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» в порядке, определенном ДУ ВС РФ.
Рассмотрим ответственность военнослужащих, связанную с выходом за пределы правовых ограничений при осуществлении прав в политической сфере.
Анализ п. 2 ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» позволяет сделать вывод, что военнослужащие не имеют права состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели, а участвовать в деятельности общественных объединений, не преследующих политических целей, не имеют права, находясь при исполнении обязанностей военной службы. В соответствии с абз. 8 п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие не в праве использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним.
Указанные ограничения военнослужащих заключаются в том, что федеральным законодательством определены принципы, позволяющие отграничить деятельность политических партий от деятельности органов государственной власти. Например, ст. 10 Федерального закона «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ определено, что вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. Лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов муниципальных образований, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей.
В сложившей конъюнктуре общественных отношений сложно представить положение, при котором государственный служащий, являющийся членом политической партии, не будет руководствоваться определенными взглядами данного общественного объединения и останется беспристрастным в своей служебной деятельности, также никто не может дать гарантии, что какое-либо общественное объединение не будет пытаться использовать служебное положение должностного лица в своих интересах.
А между тем в соответствии с ч. 1 ст. 285 УК РФ использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пя

Ограничения конституционных прав и свобод военнослужащих в Российской Федерации: автореферат дис. кандидата юридических наук: 12.00.02 / Соколова Полина Валерьевна;[Место защиты

На бумажный вариант: Соколова П.В. Ограничения конституционных прав и свобод военнослужащих в Российской Федерации: автореф. дис канд. юрид. наук.
^ 1.3 Ограничения прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, на выезд за пределы Российской Федерации.  1. Права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом.

ограничения прав и свобод; специальный правовой режим; военное положение; безопасность граждан и государства. Keywords

Ограничения прав и свобод военнослужащих как одна из особенностей их правового статуса. Нормативно-правовые акты Украины не содержат дефиниции "правовой статус военнослужащих".
По смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение прав и свобод может иметь место в силу прямого указания федерального закона. Ограничение военнослужащих в отдельных правах и свободах по замыслу законодателя должно

Навигация