Начало

Имеющиеся подходы к понятию эффективности норм права и ее факторам нередко подвергаются обоснованной критике, что еще раз подчеркивает необходимость широкого применения плюралистического подхода к эффективности

Проблема эффективности норм права весьма многоаспектна. В данной работе рассматривается проблема понятия эффективности норм права и необходимости выделения нового противоположного понятия безэффективности (неэффективности)

hse.ru›data/2011/12/19…МЮ…эффективности правовых…Показать ещё с сайтаПожаловаться
Список литературы. 0. Эффективность правовых норм. – М.: 1980. – 218 с. 0. Марочкин, С.Ю. Условия и критерий эффективности норм международного права: понятие, соотношение/ С.Ю. Марочкин.

Методы определения эффективности законодательства. Социология права. Гродно 2012.  Основной текст. (По кн. Лапаева В.В. Социология права. – М.: Норма, 2000.) Понятие эффективности закона.

Статья из рубрики "Государственные институты и правовые системы"
Аннотация. Предметом исследования является определение критериев эффективности норм избирательного права, которая связывается с соотнесением поставленной при ее принятии целью и достигнутым в ходе реализации результатом. данный вопрос исследуется на основе регионального избирательного законодательства и судебной практики касающейся избирательных вопросов. Автор считает, что определяющее значение для обеспечения эффективности имеет стадия нормотворчества, в ходе которой определяется его цель правовой нормы, которая является и целью правового регулирования. При этом формулирование цели является начальной стадией нормотворчества, когда появляется необходимость принятия конкретного нормативного правового акта. Автор отмечает, что иногда законодатель сознательно скрывает цели принятия того или иного нормативного акта, если они противоречат интересам большинства населения. Причины, по которым результат применения нормы расходится с заложенной при ее принятии целью, могут быть различные. Они связаны как с содержанием правовой нормы, так и с условиями ее принятия и применения, с субъективной, не всегда верной, оценкой ее содержания правоприменителем. Процесс рассмотрения проблемы эффективности правовых норм усложняется тем, что на сегодняшний день правоприменительная практика сталкивается с «кризисом целей», который, по нашему мнению, приводит к «конкуренции целей», а иногда и к их конфликту, под которым понимается несовместимость целей правового акта, изначально в нем заложенных.Закрепление в нормативных правовых актах основной цели их принятия предоставит правоприменителю возможность правильно определить для себя цель правового регулирования, на основе которой будет осуществляться толкование нормативных положений и избежать злоупотребления правом.
Ключевые слова: избирательное право, нормы избирательного права, целепологание норм права, эффективность норм права, правотворчество, законодательный процесс, субъекты Российской Федерации, закон, выборы, парламент
DOI: 10.7256/2305-9699.2014.7.12010
В современной правовой науке проблема эффективности правового регулирования достаточно широко отражена в правовых исследованиях. Но в последние годы она перестала быть одной из наиболее обсуждаемых. Это можно объяснить тем, что в западной науке данная проблематика, будучи в теоретическим плане в основном исчерпанной, перешла в плоскость практической социологии, а в России, не будучи исчерпанной, – в плоскость политики
[1, с. 87]. Исключением являются работы, связанные с исследованием проблемы эффективности исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации

2 Глава I. Эффективность правовой нормы. 1.1. Понятие эффективности норм права. 4 1.2.  2.1. Пути повышении эффективности правовых норм. 17 2.2. Применение права как особая форма его реализации.

[2, с. 9], в частности касающихся прав и свобод человека
[3, с. 92]
Поэтому, на наш взгляд, становится необходимым изучение проблемы эффективности норм конституционного права на примере именно норм избирательного права, которые имеют, как и иные нормы конституционного права, политический характер. Последний находит выражение в функциональном предназначении положений избирательного права как средства регулирования политической борьбы в период избирательной кампании.
Нормы избирательного права, которые составляют основу правового регулирования, являются одним из элементов нормативного правового акта. В связи с этим рассматривать проблемы их эффективности возможно только в контексте выполнения ими задачи элемента того правового образования, в структуру которого они входят, то есть статьи нормативного акта, непосредственно нормативного правового акта, правового института. В этом отношении справедливым является мнение Л.С. Явича о том, что правое регулирование общественных отношений не может быть осуществлено только при помощи отдельной правой нормы
[4, с. 36]. Негативные последствия может нести и внутренняя противоречивость законодательства, вследствие чего - юридическая техника правового регулирования не всегда достигает поставленных перед ней целей и результатов
[5, с. 13].
Рассмотрение вопросов, связанных с эффективностью норм избирательного права, невозможно без выделения критериев ее оценки. К сожалению, теория конституционного права не выработала достаточно четких рекомендаций по определению эффективности конституционно-правовых норм, в том числе норм избирательного права. В связи с этим в правовой науке по данному вопросу отсутствует единая точка зрения.
Отечественными учеными предлагаются различные критерии эффективности правовых норм. По мнению В.В. Лапаевой к критериям можно отнести «правовое качество законодательства, эффективность правоприминительной деятельности, уровень правосознания правоприминителя и населения
[6, с. 449]. В.М. Сырых, рассматривая проблемы эффективности норм права, выделяет условия юридической эффективности и условия социальной эффективности норм права. К условиям юридической эффективности норм права по его мнению относится 1. надлежащее качество законов, иных нормативных правовых актов; 2. эффективно действующий механизм правового регулирования; 3. совершенство правоприминительной деятельности. Условиями социальной эффективности являются . 1 уровень экономического развития общества; 2. уровень культуры членов общества; 3. соответствие норм права содержанию регулируемых общественных отношений; 4. соответствие норм права закономерностям функционирования и развития гражданского общества и правового государства [7. С. 270].

Понятие эффективности действий правовых норм было рассмотрено нами выше.  Пользовательское соглашение: Интеллектуальные права на книгу - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВЫХ НОРМ - Авторский коллектив. принадлежат её автору.

Когда ведется речь об эффективности какого-либо правового явления, необходимо оценить сам эффект этого явления, то есть тот фактический (наличный) результат, который возникает в результате его взаимодействия с другими явлениями правовой действительности. Как отмечается в литературе, эталоном оценки эффективности правовой нормы является ее цель, поскольку «именно в цели нормы аккумулируются социальные интересы, соответствие нормы общественным потребностям, ее связи с другими нормами права»
[8, с. 73]. То, что цель является одной из основополагающих категорий в праве, отмечалось в правовой науке уже давно. Рудольф Иеринг еще в Х I Х веке отмечал, что «цель есть творец всего права»
[9, с. 98].
Целепологание как критерий эффективности норм избирательного права
Цель в праве, подобно самому праву, может рассматриваться и как субъективная, и как объективная категория. Изначально цель в праве объективна, поскольку она определяется, закреплена в действующем праве и поэтому не зависит от сознания и воли каждого индивида [10. С. 32]. Именно правильное определение цели является одним из важных условий эффективности норм права. Подход, заложенный в основу этой концепции, базируется на социологии права, которая рассматривает право как инструмент социального управления. Результатом действия правовых норм является юридическая и социальная эффективность. Юридическая эффективность означает соответствие поведения людей норме права. Социальная эффективность характеризует социальную цель, которая находится вне сферы правового регулирования
[11, с. 155]. Целью является охватывающийся мысленно представляемый результат, достижение которого связывается с применением конкретных правовых норм. В связи с этим под целеполаганием правовых норм можно понимать стадию нормотворческого процесса, которая включает в себя формирование и установление цели правовых норм, исходя из мотивов принятия нормативного правового акта в целом. Предполагается, что эффективные нормы права должны обеспечивать реализацию поставленных целей, приводить к ожидаемым социально-правовым результатам: упрочению правового порядка, снижению уровня правонарушений, созданию условий для беспрепятственной реализации права граждан и иных субъектов права. Под целеполаганием правовых норм можно понимать определение основного направления их реализации.
Эффективность правовой нормы определяется соотношением между целью и результатом, поэтому нельзя признать цель правовой нормы мерилом ее эффективности, не принимая во внимание также и полученный практический результат. Правовые нормы эффективны только тогда, когда практика их реализации дает положительные результаты, способствует достижению поставленных целей. Как отмечает Ю.А. Тихомиров, именно формулирование целей правовых норм предопределяет показатели их эффективности. Эти показатели могут представлять собой количественное выражение целей норм и результатов их достижения в однозначных единицах, переведенных в операциональное определение
[12, с. 3-9].
Обобщая существующие точки зрения, можно сделать вывод, что при оценке эффективности правовой нормы следует соотносить поставленную при ее принятии цель и достигнутый в ходе реализации результат. В русле данного подхода цель правового регулирования будет являться критерием оценки эффективности лишь в соотношении с результатом действия нормы. При этом надо иметь в виду, что достижение необоснованной цели также является результатом действия нормы, но такой результат нельзя считать эффективным
[13, с. 68].
В связи с вышесказанным можно заключить, что определяющее значение для обеспечения эффективности нормативного правового акта имеет стадия нормотворчества, в ходе которой определяются и его цель, которая является и целью правового регулирования, которая оказывает непосредственное влияние на принципы связи между личностью, государством и обществом
[14, с. 38]. В отечественной правовой науке отсутствует единая точка зрения о месте стадии формулирования цели в нормотворческом процессе. По нашему мнению, формулирование цели является начальной стадией нормотворчества, когда появляется необходимость принятия конкретного нормативного правового акта.
Процесс правотворчества является достаточно сложным процессом, когда оценивается не только целесообразность проекта нормативного правового акта, но и его обоснованность, своевременность, оптимальность и другие критерии. Особое значение это имеет в ходе законодательного процесса как на федеральном, так и на региональном уровнях. Результатом этого процесса является принятие закона - акта, обладающего наибольшей нормативной концентрированностью и стабильностью правовых норм и рассчитанного н

[2.1] 1.1 Понятие эффективности норм права. [2.2] 1.2 Эффективность права при обеспечении законности и правопорядка.

76 1. Понятие и классификация условий эффективного действия правовых норм . . . .  131 Раздел второй. Методические основы изучения эффективности правовых норм . . .
§ 2. Содержание понятия эффективности норм международного права .14.  § 4. Критерий эффективности норм международного права . 38. Глава П. Понятие, систематизация и общие условия.

1.1 Понятие нормы права. норма право эффективность.  .1 Понятие эффективности норм права. И.С. Самощенко, В.И. Никитинский, А.Б. Венгеров и целый ряд других авторов выступили против трактовки эффективности как

1Никитинский В.И. Эффективность норм трудового права.  12Прозоров В.Ф. Качество и эффективность хозяйственного законодательства в условиях рынка.  26.Лустова О.С. Понятие, критерии и условия эффективности правовых норм
Текст документа. Эффективность права: понятие и особенности. А. И. Хорошильцев.  Их различия вытекают из того, что "действие права - это более широкое понятие, чем реализация правовых норм.

Эффективность норм уголовно-исполнительного права : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.08 / Коробова Ирина Николаевна; [Место  1. Понятие эффективности норм уголовно-исполнительного законодательства России 75.

Глава 1. Применение норм права: понятие, стадии, необходимость и социальное назначение 5. Глава 2. Эволюция развития понятия «Эффективность норм права» в юридической науке 15.
. Эффективность правовых норм. .1 Понятие эффективности норм права.  .2 Средства повышения эффективности правовых норм. Заключение. Список использованных источников.

2. Содержание понятия эффективности международно-правовых норм. 3. "Собственная" эффективность нормы международного права и эффективность ее действия.

Эффективность норм права- способность юр. нормы реально и с  , Понятие, структура и классификация норм права. методы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов., Истолкование норм права: понятие, этапы, методы и
5. Эффективность юридической нормы. Правовая норма является краеугольным камнем всей системы права и естественно, в определении эффективности ее  1. Норма права: понятие и признаки. 2. Средства обеспечения соблюдения норм права.

изучить понятие "норма права", ее признаки и классификации; проанализировать структуру норм права и ее основные элементы; рассмотреть эффективность применения норм права.

Понятие эффективности норм права 1.3.  Проблематика изучения эффективности норм права. Проблема эффективности правовых норм всегда привлекала внимание ученых.
1.2. Понятие эффективности норм права и его соотношение с понятием эффективности права.  Понятие эффективности в праве является предельно широкой категорией. По нашему мнению, эффективность в праве можно определить

Навигация