Начало

В чем состоит общечеловеческая ценность права? Право является одной из важнейших общечеловеческих ценностей.

Выделение естественного права в качестве объекта научного исследования не должно приводить к отрицанию социальной ценности и значимости права позитивного.

Естественно-позитивное право : АР Ш301 Шафиров, В. М. (Владимир Моисеевич).  Действительная же социальная ценность права заключается не в подчинении
Эта собственная ценность дает о себе знать и в сугубо "регулятивном плане". В том, что позитивное право способно "воспроизводить" данную социальную систему

2. Признаки действующего(позитивного) права и его сущность.  5. Ценность права. 6.Право в системе социального регулирования.

Глава 1 - Право и культура. Монография. - Публикации - Законопроектные работы правовое и юридическое заключение разработка нормативных актов нормотворчество
Телефоны в Москве: (495) 928 6863; (495) 648 6958; (495) 287 4552 Публикации Наши заказчики Отзывы Контакты Главная История Центра Руководство Центра Законопроектные работы Ученый совет Правовые заключения Экспертиза нормативных правовых актов Правовой мониторинг Научно-правовые и патентные исследования Публикации Юридические услуги Контакты
Глава 1
Аннотация
Монография посвящена исследованию права в социокультурном контексте. Право рассматривается как неотъемлемый элемент человеческой культуры, имеющий в ней многоплановые формы проявления.
Проблематика взаимодействия права и культуры, прежде всего в их ценностном измерении, поистине необъятна. Поэтому в работе нашли отражение различные аспекты темы: аксиологическая интерпретация права, анализ взаимодействия права с другими культурными феноменами в различных системах культуры прошлого и настоящего, идеология прав человека и эволюция способов их признания и защиты, оценка состояния массового и профессионального правосознания, правовой культуры российского общества в целом.
Для юристов, социологов, политологов, культурологов, студентов и аспирантов соответствующих вузов и факультетов, всех, кто интересуется вопросами теории, философии и социологии права.
Глава 1. ПРАВО И КУЛЬТУРА: ПРЕДМЕТ И ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ АКСИОЛОГИИ
1. Введение в юридическую аксиологию
Право относится к числу фундаментальных ценностей человеческой культуры. Ценностные свойства права обусловлены природой этого специфического явления, его значением как особой формы общественных отношений, его местом и ролью в соционормативной системе общества.
Трактовка права как особой социокультурной ценности и в целом формирующаяся в нашей юриспруденции юридическая аксиология опираются на исходные основные положения общей аксиологии (общего учения о ценностях).
Использование понятия "ценность" в специальном смысле нравственно должного восходит к Канту. Ценности в его трактовке – это то, что имеет значение, значимость в нравственном мире долженствования и свободы. Этот априорный мир должного конструируется Кантом в отрыве в противостоянии к "бытию" (сущему: миру эмпирических явлений), где царят причинно-следственные связи и необходимость. Речь, по существу, идет о нормативном и регулятивном значении ценностей, которые представляют собой, по Канту, априорные императивы разума – цели, требования, формулы должного. С этой нравственной нормативностью связаны и те категорические императивы, которые Кант формулирует применительно к морали и праву.

5. Личностная ценность права. 1. Понятие ценности права. 1. В связи с развитием  Данная особенность права выражается в позитивных юридических обязанностях и в

Последователи Канта (Р.Г. Лотце, В. Виндельбанд и др.) пошли дальше Канта и развивали представления о нормативно-регулятивной значимости ценностей в сфере не только нравственности, но также – науки и искусства. Так, неокантианец Виндельбанд толковал ценности как нормы культуры и, кроме ценностей истины, добра и красоты, признавал такие ценности-блага человеческой культуры, как искусство, религия, наука и право.
В современной западной и отечественной литературе понятие ценности остается дискуссионным и трактуется с различных, нередко с диаметрально противоположных позиций
1.
На наш взгляд, любая последовательная концепция аксиологии, включая и концепцию юридической аксиологии, предполагает различие ценности и оцениваемого факта (явления, объекта, отношения и т.д.) и определение (оценку) – с позиций и в контексте соответствующей иерархии и системы ценностей – его ценностного значения и смысла. Ценность при этом относится к сфере целей, смыслов, значений, долженствования, нормативности, формальности и т.д. – в ее различении (не обязательно, правда, в виде кантианского разрыва) со сферой эмпирически сущего, фактичности и т.д. Подобное различение присуще не только кантианскому подходу (в крайней форме отрыва должного от сущего, мира ценностей – от мира явлений и т.д.), но и прямо противоположной, объективно-идеалистической, позиции (от Платона до Гегеля и их современных последователей), согласно которой бытие есть благо (то есть ценность), но под бытием при этом имеется в виду не эмпирическая реальность, а истинное бытие, то есть идея, смысл бытия, бытие в модусе долженствования и, следовательно, ценностной значимости.
Если кантианский разрыв сущего и должного концептуально компенсируется априористическими конструкциями ценностно-целевого значения должного для сущего, то объективно-идеалистическое отождествление бытия и блага, в свою очередь, корректируется идеальным (телеологически-ценностным) пониманием бытия. Каждый из этих противоположных подходов, таким образом, по-своему ставит и решает проблему ценностей в соответствующем контексте соотношения должного и сущего, смысла и факта.
Можно сказать, что кантовская аксиология нуждается в априоризме, поскольку оторвана от онтологии. С другой стороны, объективно-идеалистическое отождествление онтологии и аксиологии с необходимостью предполагает исходную ценностно-целевую трактовку бытия. При этом необходимое для ценностной трактовки должное выступает или как ценностное свойство идеального бытия (то есть как аксиологический аспект онтологии в объективно-идеалистических учениях) или – при эмпирической характеристике бытия (в учении Канта) – как ценность из особого мира долженствования, априоризм которого восполняет отсутствующую в таком эмпирическом бытии ценность.

Социальная ценность права. Содержание. Введение 2 1. Право как ценность 3 2  Рассматриваемая особенность права выражается в позитивных юридических

Предметная сфера и основная тематика юридической аксиологии – это проблемы ценности права, ценностного значения закона (позитивного права) и государства, поскольку юридическая аксиология, как и юридическая наука в целом, включает в предмет своего рассмотрения не только право, но и государство в качестве правового явления, а именно – как правовой организации (правовой формы организации) публичной власти свободных членов данного общества.
Юридическая аксиология – это учение о ценности права, о правовом (ценностно-правовом) значении закона (позитивного права) и государства. Юридическая аксиология, следовательно, предполагает различение и соотношение права и закона и как таковая она возможна и имеет смысл лишь в рамках, на основе и в русле юридического (антилегистского, антипозитивистского) правопонимания.
2. Основные типы правопонимания
В основе разных ценностных подходов к праву (и соответствующих оценок права в качестве определенной социокультурной ценности) лежат различные трактовки сущности права как особого социального регулятора, его значения в общественной жизни, словом, – разные концепции правопонимания.
Определяющая роль той или иной концепции правопонимания в процессе ценностной характеристики права обусловлена научно-познавательным значением понятия права (и соответствующего понятия государства) для любой последовательной теории права и государства, в рамках которой юридическая аксиология (учение о ценностных свойствах права) должно быть внутренне согласовано с юридической онтологией (учением о природе и сущности права) и юридической гносеологией (учением о способах познания права).
В типологически обобщенном виде можно выделить три основные концепции правопонимания (и соответствующие аксиологические концепции права): 1) легистскую (позитивистскую) концепцию, 2) естественноправовую концепцию и 3) либертарно-юридическую концепцию.
Согласно легистскому подходу, под правом и его ценностным значением имеется в виду продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола). Право – приказ (принудительное установление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти, и только это есть право. Здесь право сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам так называемого позитивного права {законам, указам, постановлениям, обычному праву, судебному прецеденту и т.д.), то есть к закону (в собирательном смысле) – к тому, что официально наделено в данное время и в данном месте законной (властно-принудительной) силой.
Такое легистское отождествление права и закона (позитивного права) является принципом и смыслом так называемого "юридического позитивизма" (и неопозитивизма), который по существу является не юридическим, а именно легистским позитивизмом. Легистское (позитивистское) правопонимание присуще разного рода этатистским, авторитарным, деспотическим, диктаторским, тоталитарным подходам к праву.
Согласно ественноправовому подходу, право ("собственно право", "настоящее право" и т.д.) – это естественное право, которое противопоставляется праву позитивному (сам термин "позитивное право" возник в средневековой юриспруденции).
Развиваемый нами ли6ертарно-юридический подход опирается на различение права и закона (позитивного права) и под правом в его различении (соотношении, расхождении или совпадении с законом) имеет в виду не естественное право, а бытие и нормативное выражение (конкретизацию) принципа формального равенства (как сущности и отличительного принципа права)
2.
При этом принцип формального равенства трактуется и раскрывается в рамках либертарно-юридического подхода как единство трех основных компонентов правовой формы (права как формы отношений): 1) абстрактно-формальной всеобщности нормы и меры равенства (равной для всех нормы и меры); 2) свободы и 3) справедливости. Как составные моменты принципа формального равенства (а поэтому и компоненты правовой формы отношений) все элементы данного триединства ( равная мера, свобода и справедливость) в самках развиваемого нами либертарно-юридического правопонимания являются абстрактно-всеобщими (и, следовательно, по необходимости формализованными) выражениями как сущности, так и вместе с тем ценности права. Важно также отметить, что названные элементы не только дополняют, но и предполагают, подразумевают друг друга, ибо являются лишь различными проявлениями (разными аспектами и формами проявления) единого правового начала – принципа формального равенства, его онтологических и аксиологических свойств и характеристик.
Правовая норма, конкретизирующая и выражающая смысл и требования принципа формального равенства, – это одновременно

Эти признаки принадлежат так называемому позитивному, положительному праву, кᴏᴛᴏᴩое  Социальная роль и ценность права") собрана из открытых источников

С учетом различения права (как сущности) и закона (всех источников позитивного права)  Ценность права, согласно разработанной академиком В. С. Нерсесянцем
= Перейти к содержанию учебника =. Позитивные ценности.  Признаки позитивного права а) создается людьми, общественными образованиями – законами, судами

Легистская "ценность" закона (позитивного права) - это его официальная общеобязательность, властная императивность, а не его общезначимость по

Глава 16. Понятие, сущность и социальная ценность права.  Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем
Эту возможность он рассматривает позитивно, как положительную ценность.  18. Аксиологические (ценностные) основания права. По вопросу о ценности права в

Позитивное право – это право, выраженное в законах и других источниках.  Ценность права для общества состоит в том, что оно является нормативной основой

Теория государства и права. Глава 16.Понятие, сущность и социальная ценность права.  Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем
1. Право как ценность. 1. В связи с развитием направления философской мысли  Рассматриваемая особенность права выражается в позитивных юридических

группы специально-юридических Ф П) характеризует П как позитивный регулятор  Отсюда ценность права выр-ся в его полезности для отдельного человека, для

В отличие от позитивного права — совокупности юридических норм, исходящих от  к праву позволяет: во-первых, соизмерять ценность права в соответствии с тем
Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством  Ценность права. Право и глобальные проблемы человечества.

соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.  Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую

Фемида — греческая богиня правосудия, символизирующая высшую ценность права.  Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных
Справедливость как основная правовая ценность. Свойства справедливости.  Позитивную свободу Кант считал этически ценной, так как она опирается на

Рассматриваемая особенность права выражается в позитивных юридических  'А сейчас дополнительно нужно отметить, что ценность права не исчерпывается

1. Социальная ценность права Происхождение первичных ценностей права, их  Источники официального выражения и закрепления норм позитивного права. эссе
Ценности в праве и право как ценность. Аксиологическое изучение права имеет важное научное  воззрений, с различием права естественного и права позитивного.

Собственная ценность права выр-ся в полезности права как регулятора общ-ых  Право в объективном и субъективном смысле Позитивное право подразделяется на

и санкционированные государством, называются позитивным правом.  Отсюда ценность права — это способность права служить целью и средством для
ством права приобретают значение правовых ценностей.  Позитивное право является определённой ценностью и для каждого от

При этом понятно, собственная ценность права прямо обусловлена его  организации , и таковыми явились позитивное право и государство с его главными атрибутами

Юридическая аксиология – это учение о ценности права, о правовом (ценностно-правовом) значении закона (позитивного права) и государства.
Ценности в праве следует воспринимать как шкалу измерения самого права. Ценность в праве — это то сущностное, что позволяет праву оставаться самим собой.

Принципы служат нормативными основами права (позитивными обязываниями)  Ценность права следует воспринимать как шкалу измерения самого права, так как

воззрений, с различием права естественного и права позитивного.  В-третьих, ценность права невозможна вне контекста деятельности субъектов права
Другими словами, если позитивное право не базируется на естественном праве, не исходит из его ценностей, оно перестает быть правом. Высшая же ценность права

Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем  и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.

В итоге ценность позитивного права важна для государства, а ценность естественного права - для человека.
В либертарной концепции право выступает как ценность и цель для закона (позитивного права) и государства.

ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма.  принципов, то позитивное право вообще становится таким выражением свободы

Цель данной работы – рассмотреть социальную ценность права и современные  Рассматриваемая особенность права выражается в позитивных юридических
Ключевые слова: естественное право, позитивное право, диалектика, правовой прогресс, правосознание, правовая ценность, правовое поведение.

Навигация