Обеспечение законности муниципальных нормативных правовых актов. (Цалиев А. М.) ("Государственная власть и местное  По их мнению, на главные управления Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам и их
§ 2. Предмет и пределы надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.  К их числу законодателем отнесены следующие: 1) федеральные министерства.

Вопросы, на которые для себя должен ответить прокурор, проверяя законность  Их можно применить к любому правовому акту, как к нормативному, так и к  Надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и

В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом: 1) Конституция (Основной закон); 2) федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Правительства; 5) нормативные акты министерств и ведомств.
Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.
Рассмотрим эти виды нормативно-правовых актов подробнее.
Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется следующим: 1) Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; 2) Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя; 3) Конституция содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления; 4) Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.
Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права. Для настоящего раздела имеют значение нормы Основного закона, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104—108), и некоторые другие.
Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.
Особая группа федеральных законов — конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия — требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 при реализации прокуратурой своих полномочий в сфере надзора за законностью правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами

Закон от 14 июня 1994 г. признает датой принятия федерального закона день, когда он был утвержден Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона — день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ.
Для всех видов законов официальной является публикация полного их текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу.
В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральным законам. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.
Правовое регулирование в Российской Федерации только законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, т. е. подзаконными актами.
Нормативно-правовые акты Президента Российской федерации. Президент — глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории Российской федерации. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованными ведомствами или Правительством.
Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

– отмена законом иных нормативно-правовых актов (правовых норм); – опубликование закона и вступление его в силу  Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб и т.д

Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному.
Акты этой группы очень многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.) и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.
Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются не позднее десяти дней после регистрации. В соответствии с указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.
Регистрация в Минюсте РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения министерства или ведомства: проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности. На указанные акты нельзя ссылаться судам при разрешении споров. Такое правило является ре
зультатом борьбы юристов многих поколений за демократизм принятия и применения ведомственных правовых актов, субъектами исполнения которых являются прежде всего граждане. Более того, согласно Правилам подготовки ведомственных нормативных актов, утвержденным Правительством РФ 23 июля 1993г, на центральные органы федеральной исполнительной власти возложена обязанность доводить принятые ими ведомственные нормативные акты до сведения соответствующих органов государственного управления РФ, предприятий, организаций, учреждений.
Данные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в газете «Российские вести» либо в «Бюллютене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Локальные нормативные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.
В теории права локальными нормативными актами называются также юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.д. Краевая, областная администрация субъектов Федерации (в некоторых регионах — правительство) вправе принимать постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать постановления и распоряжения.
Общим для всех видов подзаконных актов Российской Федерации является то обстоятельство, что они, наряду с законами, служат источником законности, т. е. граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка государства. На принимаемые правовые решения ориентируются граждане, должностные лица и организации. Среди подзаконных актов существует своя иерархия, производная от иерархии административной. Так, постановление федерального Правительства имеет большую юридическую силу, чем аналогичное постановление министерства, правительства области, главы администрации города.
Существуют также локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности. Для законного оформления, юридической институционализации эти организации создают различные правовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы и положения, на основе котор

Тема: Прокурорский надзор за законностью нормативно–правовых актов. Вид работы: Контрольная работа.  Другой важный источник информации - заключения Министерства юстиции России по результатам проверок законности правовых

22. Протест прокурора на противоречащие закону правовые акты.  за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти  законодательству, а также материалам о незаконных актах федеральных министерств.
Нормативно-правовые акты РФ. Юридическая сила нормативно-правовых актов.  Важную роль в системе подзаконных федеральных актов играют нормативные правовые акты федеральных министерств.

3) законность правовых актов — под правовыми актами следует понимать акты, которые порождают, изменяют или прекращают определенные  1) подзаконные нормативные акты должны исходить от высших органов государственной власти.

правовых актов федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб  Возможность суда проверять нормативные акты и его право признавать  Важным видом судебного контроля за законностью правовых актов и
федеральными министерствами  использовать на регулярной основе данные федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ  Установив, что проверенный правовой акт не отвечает критериям законности, прокурор с

нормативных правовых актов, кроме тех, проверка законности которых  актов федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб и  Возможность суда проверять нормативные акты и его право признавать некоторые

4. Возможность оспаривания законности нормативных правовых актов (а также и ненормативных актов) Правительства РФ  проверяет (рассматривает) соответствие нормативных правовых актов федеральных министерств, ведомств и других
Критериями оценки законности правовых актов, как правило, выступают  Определив, что проверенный правовой акт не отвечает критериям законности, прокурор с учетом конкретных обстоятельств (уровень органа (должностного лица)

Подготовка и принятие нормативных правовых актов федеральными министерствами и ведомствами регламентируются правилами  Минюст России имеет право проверять на законность и акты, издаваемые субъектами РФ.

Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств).  Регистрация в Минюсте РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения министерства или ведомства
Классификация нормативно-правовых актов. Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям  Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной

Особенность нормативно-правовых актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств)  Регистрация в Минюсте РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения министерства или ведомства

Нормати́вный правово́й акт (неправильно — нормати́вно-правово́й акт) — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица)
В соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре на прокуроров возложен надзор за законностью правовых актов, издаваемых (принимаемых) федеральными министерствами, государственными комитетами

Порядок обжалования нормативных правовых актов. Федеральные конституционные законы. Нормативно-правовые акты Министерств и Ведомств.

нормативных правовых актов Челябинской области Главным управлением Министерства юстиции в числе проверяемых  за законностью правовых актов, из даваемых (принимаемых) федеральными министерствами, государственными
Исследование понятия, признаков, классификации, подготовки нормативных правовых актов федеральных органов  Государственная регистрация необходима, так как она проверяет законность решения министерств или ведомств.

В иных случаях при обнаружении противоречия действует федеральный закон или нормативный правовой акт, принятый федеральными  На практике существует несколько способов обеспечения законности правовых актов управления.

Проблема судебного контроля за законностью правовых актов управления исследуется в нашей стране представителями  В суды общей юрисдикции могут быть обжалованы нормативные акты федеральных министерств, государственных
8. Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти

Подготовка и принятие нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств регламентируется правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ.

Надзор за законностью региональных нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти - одно из приоритетных направлений в деятельности прокуратуры Приморского края.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. К федеральным органам исполнительной власти относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

2) обязательная государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина






Навигация