Начало

Нормы, основанные на религиозных догматах как источник конституционного (государственного) права зарубежных стран. В некоторых странах в качестве дополнительных источников конституционного (государственного)

Важнейшей особенностью религиозного права является то, что базовым основанием всех норм признается сверхчеловеческое установление, зафиксированное в священных книгах, которые рассматриваются как источники религиозных норм.

6.8. Источники (формы) права религиозная правовая система; в нашей стране этот источник  ТЕМА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА религиозные нормы и табу. Обычаи, нормы права, нормы морали, политические нормы.
РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ — разновидность социальных норм, установленных различными  В России до 1917 года источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др.

3 1. Право и его признаки 5 2. Религиозные нормы понятие и признаки 11 3. Проблемы взаимодействия права и религиозных норм.  2. Формы источники права 3. Нормативно-правовые акты а Законы. б Подзаконные акты.

ТЕМА 6. ИСТОЧНИКИ ПРАВА
6.1. Понятие источника права. Виды источников права
6.2. Понятие и виды законов. Конституция, конституционные и обыкновенные законы
6.3. Подзаконные нормативные акты
6.4. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц
Контрольные вопросы
Темы рефератов
ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ 6.1. Понятие источника права. Виды источников права
Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.
1. Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например "общее право" Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.
3. Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).
4. Религиозные тексты - это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран - собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).

Религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми  3. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М., 2002. 4. Лукьянова Е. А. Закон как источник советского государственного права.

5. Доктринальные тексты - это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII-XIV в. труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.
6. Общие принципы права - это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона.
7. Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.
Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.
Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов.
Различаются:
конституция - основной закон государства;
конституционные законы;
обыкновенные законы;
подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

Право и религия. Нормы морали и нормы права: "суверенность и взаимозависимость".  Другие документы, подобные Обычай и религиозная норма как источник права.

6.2. Понятие и виды законов. Конституция, конституционные и обыкновенные законы
Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.
Как самостоятельный источник права закон сложился давно и пришел на смену правовому обычаю (Законы царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне, законы XII таблиц в Древнем Риме, Саксонское зерцало в средневековой Европе, Русская Правда на Руси и др.). В эпоху рабовладения и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов.
В период буржуазно-демократических революций, когда был провозглашен принцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства (парламента), за законом, принимаемым парламентом, стала признаваться высшая юридическая сила, верховенство и непререкаемость по отношению к другим правовым актам государства.
Закон - высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.
Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган, кроме высшего органа законодательной власти, не может отменить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер и не могут ему противоречить.
Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: подготовку законопроекта, законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона и его обнародование.
Наивысшей юридической силой среди всего массива законов обладает Конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию.
Будучи основным законом государства, Конституция определяет и закрепляет:
организацию государственной власти;
закрепляет основы конституционного строя;
основные права и обязанности граждан;
федеративное устройство;
систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования;
основы правосудия;
избирательную систему.
Конституция - государственно-политический документ учредительного характера, основополагающее начало всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности.
Конституционные законы (в некоторых зарубежных странах, например, во Франции, их называют органические законы) - это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией. Они являются своеобразным "продолжением" Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (законы о Правительстве РФ, о Конституционном суде РФ, об Уполномоченном по правам человека и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия.
Обыкновенные законы, издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности, составляют основную массу законов. Они, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие.
Кодификационный закон определяет нормативные основы отдельной отрасли (института) законодательства, регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, борьба с преступностью и т.д.). Он является единым внутренне связанным документом, включающим как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества.
Кодификационные законы могут выражаться в различных формах. Одна из них - это Основы законодательства - акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в иных актах Федерации и ее субъектов. В настоящее время в Российской Федерации действуют основы законодательства об охране труда, об охране здоровья граждан, о нотариате и некоторые другие.
Чаще всего используемый вид кодификационного закона - это кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс). В настоящее время во главе большинства отраслей российского федерального законодательства стоят

Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений.  В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий "источник права" и "форма права"

Нормативный акт как источник права стр. 6. 2.2. Виды нормативных актов в Республике Беларусь стр. 10.  В тот далекий период зарождались моральные и религиозные нормы. Право возникло гораздо позднее и его судьба в значительной
Религиозно-светское начало несёт в себе уголовно-правовые нормы, ибо первым по существу писанным уголовным правом выступали такие религиозные источники, как Библия (Закон Моисея) или Коран (Законы Шариата) [10,с.10].

Таким образом, источник (форма) права – это способ объективирования государством (выражения во вне) норм права.  48. Правовая доктрина и религиозные тексты как источники (формы) современного права.

Религиозные нормы: понятие, виды. Право и религия в России.  Религиозные нормы как и правовые зафиксированы в документах - религиозных книгах. Эти нормы могут выступать в качестве источников права.
2. Религиозные нормы: понятие и признаки. 3. Проблемы взаимодействия права и религиозных норм.  8. Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены в опре¬деленных официальных формах (источниках права в

В России до 1917 г. источниками права признавались Устав духовных консисто-рий, Книга Правил Священного  Применительно к области религиозных норм, проблема взаимосвязей ме-жду нормами права и нормами религии оказывается более

Вопрос №48 Правовые обычаи, правовые (юридические) прецеденты и религиозные нормы как формы (источники) права: понятие, признаки  В российской правовой системе роль правового обычая как источника права незначительна.
Понятие форм (источников) права. Форма (источник) права – это способ внешнего выражения и закрепления норм права.  В некоторых источниках религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права, а так же юридические доктрины

Источники права в формальном, юридическом смысле: внешняя форма выражения правовых норм, которые  Правовой обычай является основным источником права для стран традиционно-религиозной правовой семьи (страны Азии, Африки) .

Цель исследования: рассмотреть правовые и религиозные нормы, а также вопросы их взаимодействия.  8. Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены в опре¬деленных официальных формах (источниках права в
Обычай был исторически первым источником права. Вобрав в себя религиозные, моральные и иные культурные ценности народа, он  Нормативно-правовой договор как источник права - это договор, содержащий новые нормы действующего права.

Правовые обычаи сохранились как источники права до сих пор, хотя и утратили прежнее значение.  Принимаемые законы не должны противоречить религиозным нормам.

Религиозные тексты. Это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в  Они, как правило, имеют общий характер, содержат нормы права и потому относятся к источникам права (например
Во-вторых, статьи нормативно-правовых а ктов чётко формулируют предписываемые правила поведения, тогда как нормы права, выраженные в иных источниках, могут  Особую роль в качестве источника права религиозные тексты играли в древности.

Они лишь вправе применять или толковать уже действующие нормы права. Закон - это нормативный правовой акт, который обладает высшей  (Так, основным источником мусульманского права является исламская религиозная правовая доктрина).

Описание: Понятие формы источника права Правовой обычай как источник права Религиозные тексты и юридическая доктрина  Формально-юридическое – источник наших знаний о действующих правовых нормах. Именно это знание приобретает
Религио́зное пра́во — одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях.

Г. Право и религиозные нормы Право и религия — это системные регуляторы общественной жизни прошлого и настоящего периода времени.

.1 Религиозные нормы как регулятор социальных отношений. .2 Теоретические предпосылки выделения церковного права в качестве корпоративной правовой системы.  Список источников и литературы. права религиозный норма церковный.
Третьим источником права является нормативный договор – соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права.  Шестая форма права – религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права.

Религиозный памятник в качестве источника права — это священные книги различных религий, положения которых имеют  Нормативно-правовой договор как источник права — это договор, содержащий новые нормы действующего права.

Религиозно-правовой текст религиозно-правовая норма) акт-документ, содержащий церковный канон или иную религиозную  Признаки религиозно-правовых текстов как источников права: 1) имеют документальную (письменную) форму - существуют
Нормативно-правовые акты как источники права не имеют большого значения и очень слабо кодифицированы.  Первое место среди источников права в этой системе занимают религиозные нормы.

Правовой обычай является одним из источников (форм) права.  Данный закон определяет также взаимоотношения между церковью и официальной властью, в нем переплетаются правовые и некоторые религиозные нормы.

Религиозные нормы. Это правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для  В современных мусульманских государствах основными источниками права являются религиозные книги — Коран и Сунна.
Нормы права обеспечиваются не только аппаратом государства, но и религиозными санкциями, кᴏᴛᴏᴩые в древних правовых  Отсюда важность доктрины как источника права, определяющего степень допустимости отступлений рациональных правил от

Навигация